Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФОП
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «ООШ № 5» ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «ООШ № 5» (далее – Школа) разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее ― Стандарт), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и Федеральной
адаптированной общеобразовательной программой обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-(далее ФАООП УО), утвержденной
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№1026.
АООП в Школе реализуется
с отдельными учащимися в условиях класса.
В основу
разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход
к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте
разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность
их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение
некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.