Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности», информируем об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа).
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- на Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи в Российской электронной школе (далее – РЭШ); - в случае отсутствия учетной записи в РЭШ необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
Срок проведения тренировочных работ – до 31 мая 2021 года.
Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/.
По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: fg@edu.ru.
Аналитические материалы Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся ИРО Ученику
Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
На главной странице электронного банка также содержится «Руководство пользователя», с подробной инструкцией по работе с банком.
Ссылка на вебинар, описывающий работу с банком заданий: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4
Электронные ресурсы для развития функциональной грамотности обучающихся