МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "ООШ № 5" Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык: орфографический практикум (наименование учебного предмета (курса) основное общее образование (уровень образования) 5 класс (классная параллель) с.Большое Трифоново Пояснительная записка Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости». Программа данного курса призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному с целью обработки умений и навыков. Программа практикума актуальна для учащихся как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5 класса. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки. Рабочая программа практикума по русскому языку для учащихся 5 класса составлена на основе программы основного общего образования: «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными компонентами образовательного стандарта и учебным планом образовательного учреждения и учебником русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Составлена на основе программы основного общего образования: «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными компонентами образовательного стандарта и учебным планом образовательного учреждения Учебник: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. - М.: Просвещение, 2013. Количество часов всего: 34., в неделю 1 час. Цель: обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Задачи организации учебной деятельности: - овладение основными нормами русского литературного языка; - создание прочной базы орфографических навыков; - формирование языковой и лингвистической компетенций; - совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; - развитие коммуникативных навыков; - развитие ассоциативного мышления учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса: В результате изучения данного курса учащиеся должны знать: - орфографические нормы написаний; - нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом; уметь: - аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи; - отличать служебные части речи от самостоятельных; - опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами; - правильно применять орфографические правила; - исправлять орфографические ошибки. Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др. Педагогические технологии Технология дифференцированного обучения. Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы Практическая часть Из них Теоретическая часть Раздел программы Количество часов № п/п 1 Орфография 6 2 4 2 Синтаксис 6 2 4 3 Фонетика 3 1 2 4 Лексика 4 2 2 5 Морфемика 7 3 4 6 Морфология ИТОГО 8 3 6 34 13 21 Содержание тем учебного курса Орфография. Гласные и согласные корня. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных, правописание согласных в корне слова (алгоритм). Учить опознавательным признакам орфограмм. Морфемика. Познакомить учащихся с морфемным разбором. Практические задание разного уровня сложности на изучаемый материал, использование игровых моментов. Редактируем предложенный в пособии текст. В качестве контроля проводим тестирование. Фонетика. Определение роли фонетических процессов. Классификация звуков речи. Работаем с лингвистическим портфолио, составляем таблицы, схемы. Выявляем двойную роль букв е, ё, ю, я. Знакомимся с особенностями фонетического разбора. Контрольвыполнение тестовых заданий. Морфология. Классификация признаков глагола. Морфологический разбор глагола. Творческая работа учащихся. Редактирование текстов. Тестовые задания. Групповая работа. Итоговое занятие. Орфографическая работа с текстом. Вставить пропущенные орфограммы, расставить недостающие знаки препинания. Оценивание итогов обучения: зачёт/незачёт. Календарно-тематическое планирование уроков № Тема урока п/п Коли честв о часов Дата проведения Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) план факт Предметные результаты, УУД Вид (форм а) контро ля Орфография 1 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1 06.09 Предметные: научаться определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме Подбо р провер очных слов. 2 Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова 1 13.09 3 Гласные а, и ,у после шипящих. 1 20.09 речевых значений с целью ориентировки. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности Предметные: научатся определять орфограмму в корне слова, проводить фонетический анализ, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово, определять орфограмму в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово, пользоваться орфографическим словарём. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Предметные: научатся составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, Письм енная работа Тест 4 Правописание ъ и ь разделительных знаков 1 27.09 5 Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1 04.10 процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Предметные: научаться находить в словах разделительные ЪиЬ ,разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного Коммуникативные: владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами русского языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Предметные: научатся определять спряжение глагола, определять орфограмму в окончании глагола, применять алгоритм определения спряжения и написания личного окончания глагола Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Орфог рафиче ский разбор Письм енная работа 6 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных 1 11.10 7 Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании 1 18.10 8 Словосочетание и предложение 1 25.10 9 Нераспространённ ые и распространённые предложения 1 08.11 Предметные: научатся определять существительное по его морфологическим признакам, определять род, число, роль в предложении, формировать навыки лингвистического конструирования, лингвистического описания, лингвистического анализа. Синтаксис 6 ч Предметные:научатся выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании. Предметные:научатся воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. Коммуникативные:формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Предметные:научатся различать распространённые и нераспространённые предложения. Синтак сическ ий разбор словос очетан ий Работа с тексто м Объясн ительн ый диктан т 10 Знаки препинания в 1 предложениях с однородными членами. 15.11 11 Знаки препинания при прямой речи. 22.11 1 Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением. Регулятивные: самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над предложениями Предметные:научатся применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с однородными членами. Предметные: научатся различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Пункту ационн ый разбор Пункту ационн ый разбор 12 Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога 1 29.11 Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью. Предметные: научатся составлять диалоги, использовать пунктуационные правила при оформлении диалога Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прямой речи и диалога. Состав ление диалог а Фонетика 3ч. 13 Звук как единица языка. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. 1 06.12 Предметные:научатся различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву;различать твёрдые и мягкие согласные звуки; Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в Фонет ически й разбор ходе исследования твёрдых и мягких согласных. 14 Роль букв е, ё, ю, я. 1 13.12 15 Обобщение и систематизация знаний по темам «Синтаксис», «Фонетика». 1 20.12 1 27.12 16 Лексика 4ч. Слово и его лексическое значение. Однозначные и Предметные: научатся определять звуковой состав слова Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слов с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука. Предметные: воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. Коммуникативные: Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы. Тест Предметные: научатся определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём для определения лексического значения. Лексич еский разбор слов Практи ческая работа многозначные слова. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарём. 17 Прямое и переносное значение слова 1 17.01 18 Синонимы. Омонимы 1 24.01 Предметные: научатся различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарём для определения значения слова, находить в тексте примеры средств выразительности (метафору, олицетворение). Коммуникативные: Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;управлять своим поведением. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением. Предметные:научатся отличать многозначное слово от омонимов, находить их в словаре,подбирать к слову синонимы, пользоваться словарём синонимов. Коммуникативные: Создан ие словар ной статьи Тест использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с омонимами, синонимами 19 Антонимы 20 Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. 1 21 Корень слова, его назначение в слове. 1 1 Предметные:научатся подбирать к слову антонимы, использовать антонимы как средство выразительности в своей речи. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами. Морфемика 7ч. Предметные:научиться 07.02. выделять окончание и основу слова, рассматривать слова с точки зрения морфемного состава. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов. Предметные:научиться 14.02. подбирать к слову однокоренные слова Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления 31.01 Практи кум: подбор антони мов Разбор слова по состав у Разбор слова по состав у 22 Приставки. Буквы зс на конце приставок 1 21.02. 23 Чередующиеся гласные в корнях ( -лаг-, -лож -) 1 28.02 затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования однокоренных слов и морфемного разбора. Предметные:научиться Тест применять правило написания букв З,С на конце приставок, применять терминологию. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Предметные:научатся применять правиланаписания чередующихся гласных в корне слова, владеть терминологией. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Объясн ительн ый диктан т 24 Чередующиеся гласные в корнях (-раст-, -рос-) 1 06.03 25 Орфография. Правописание гласных о, е после шипящих в корне слова, 1 13.03 26 Правописание ы- и после ц. 1 20.03 Предметные:научатся применять Тест правило написания букв А-О в корне слова с чередованием. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Предметные:научатся применять Тест данное правило, владеть терминологией. Коммуникативные:определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило. Предметные:научатся применять данное правило, владеть терминологией. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды Текст 27 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. 1 28 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 1 29 Правописание гласных в падежных окончаниях 1 деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Морфология 9ч. Предметные:научатся применять 03.04 правило написания гласных в окончаниях имён существительных. Коммуникативные:определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён существительных. Предметные:научатся применять 10.04 изучаемое правило. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён существительных. 17.04 Предметные: применять правило написания гласных в окончаниях имён прилагательных. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, Практи ческая работа Практи ческая работа Тест прилагательных с основой на шипящую. 30 Глагол как часть речи, Виды глагола 1 24.04 31 Чередующиеся гласные е-и в корнях. 1 08.05 32 Чередующиеся гласные е-и в корнях 1 15.05 самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования окончаний имён прилагательных. Предметные:научатся определять вид глагола, владеть терминологией. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на нахождение вида. Предметные:научатся применять правило и выполнять различные способы проверки. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило. Предметные:научатся определять вид глагола, владеть терминологией. Объясн ительн ый диктан т Тест Выбор очный 33 Безударные личные окончания глаголов 1 22.05 35 Систематизация изученного материала. 1 29.05 Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на нахождение вида. Предметные:научатся применять правило и выполнять различные способы проверки. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило. Предметные: научатся рассматривать глагол как самостоятельную часть речи. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. диктан т Выбор очный диктан т Зачетн ая работа Используемая литература Для учителя 1. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» ( книга для учителя) М.«Просвещение» - 2003 год. 2. Л.Э.Соколова «Задания по развитию речи на основе иллюстративного материала» (для экспериментальной проверки, рабочая тетрадь №1) Москва, АПК и ПРО 1999 год. 3. Дидактический материал к учебнику русского языка, 5 класс (пособие для учителя), 3-е издание, М. «Просвещение», 1989 год. 4. Л.А.Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2006 год 5. М.П.Книгина «Русский язык, 5 класс. Тесты в 2-х частях». Саратов: «Лицей», 2007 год. 6. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова «Русский язык. Тренировочные задания» Москва «Эксмо», 2009 год. 7. Н.В.Сиденко «Русский язык, 7 класс» Волгоград, «Учитель - АСТ», 2002 год. Для учащихся 1.Л.А.Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2002 год 3. М.П. Книгина «Русский язык, 5 класс. Тесты в 2-х частях». Саратов: «Лицей», 2007 год.