П о д п и с а н о ц и ф р о в о й п о д п и с ь ю : М Б О У "О О Ш 5" № DN: E= ca@skbkontur.ru, О Г Р Н = 1026605606620, И Н Н = 006663003127, C= RU, S= 66 С в е р д л о в с к а я о б л а с т ь , L= Е к а т е р и н б у р г , STREET= "у л и ц а Н а р о д н о й в о л и , с т р о е н и е 19А ", OU= У д о с т о в е р я ю щ и й ц е н т р , O= "А О ""П Ф ""С К Б К О Н Т У Р """, CN= "А О ""П Ф ""С К Б К О Н Т У Р """ П р и ч и н а : Я я в л я ю с ь а в т о р о м э т о го д о к у м е н т а Д а т а : 27 Я н в а р ь 2021 г . 8:14:40 1 1.6. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 1.7 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.8. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 1.9. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+. 1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой. 1.11. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы № 5» 2. Основные задачи Основными задачами школьной библиотеки являются: 1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 3. Воспитание у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ. 3. Основные функции 3.1 Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. 2 3.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 3.3. Создает информационную продукцию: организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); 3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки зал. 4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент и читальный 4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами учреждения, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, учреждение обеспечивает библиотеку: гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов; необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 3 4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы. 4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется директором учреждения в соответствии с правилами внутреннего распорядка. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; не менее одного раза в месяц — методического дня. 4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека взаимодействует с библиотеками района. 5. Управление. Штаты 5.1 Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель учреждения. 5.3 Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4. Библиотекарь назначается руководителем учреждения, являться педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета. членом 5.5 Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную документацию; в) положение о комплектовании библиотеки; 5.6 Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется его уставом. 5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.8. Работник библиотек может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе и с дополнительной оплатой. 5.9.Трудовые отношения работника библиотеки 4 регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки Работник библиотеки имеет право: 6.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке учреждения; 6.2 Проводить в установленном порядке оплачиваемые факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний информационной культуры; 6.3 Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 6.4 Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с профсоюзным комитетом, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; 6.5 Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством учреждения или иными локальными нормативными актами; 6.6. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; 6.7 Участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотек имеют право: получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации, не противоречащими требованиям Ст.13 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. №114 – ФЗ, не содержащими материалов экстремистской направленности, и не входящих в Федеральный список экстремистских материалов; пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; продлевать срок пользования документами; получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; 5 получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием при условии компьютеризации; участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой; согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения; обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: соблюдать правила пользования библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках; пользоваться ценными и справочными документами только помещении библиотеки; убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.3. Порядок пользования библиотекой: запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников учреждения, родителей обучающихся - по паспорту; перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: пользователи имеют право получить на дом из многотомных издании не более двух документов одновременно; максимальные сроки пользования документами, учебники, учебные пособия учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература - 10 дней; периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней; 6 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 8. Порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с федеральными списками экстремистских материалов: 8.1.Просмотр 1 раз в месяц сайта Министерства юстиции РФ для обновления информации по списку экстремистских материалов; 8.2. Издания, включенные в «Федеральный список», не могут быть представлены в открытом доступе, на выставках и любым иным способом допущены к массовому распространению среди обучающихся; 8.3. При обнаружении экстремистского материала издания из библиотечноинформационного фонда учреждения, включённые в «Федеральный список», изымаются из фондов обслуживания и списываются с последующей утилизацией. 8.4. Осуществление отбора, заказа и приобретение информационной продукции из внешних документных потоков с целью пополнения библиотечно-информационного фонда учреждения, библиотекарь производит их сверку с «Федеральным списком». Комплектование библиотечно-информационного фонда изданиями, входящими в «Федеральный список экстремистских материалов» недопустимо. 8.5..Для исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование"). 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)