Положение о школьной библиотеке МБОУООШ№5

П о д п и с а н о ц и ф р о в о й п о д п и с ь ю : М Б О У "О О Ш
5"

№

DN: E= ca@skbkontur.ru, О Г Р Н = 1026605606620,
И Н Н = 006663003127, C= RU, S= 66 С в е р д л о в с к а я о б л а с т ь ,
L= Е к а т е р и н б у р г , STREET= "у л и ц а Н а р о д н о й в о л и , с т р о е н и е
19А ", OU= У д о с т о в е р я ю щ и й ц е н т р , O= "А О ""П Ф ""С К Б
К О Н Т У Р """, CN= "А О ""П Ф ""С К Б К О Н Т У Р """
П р и ч и н а : Я я в л я ю с ь а в т о р о м э т о го д о к у м е н т а
Д а т а : 27 Я н в а р ь 2021 г . 8:14:40

1

1.6. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями
Министерства образования Российской Федерации, Уставом школы, Положением о
библиотеке, утвержденным директором школы.
1.7 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.8. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено
распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой
направленности.
1.9. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным
законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа печатные издания,
соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в
правилах пользования библиотекой.
1.11. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основной
общеобразовательной школы № 5»
2. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов.
3. Воспитание у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры
чтения, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в
систематическом чтении литературы для развития творческого мышления,
познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ.
3. Основные функции
3.1 Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и
культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном
процессе.
2

3.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
3.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки,
электронный каталог;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
3.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
зал.

4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент и читальный

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами учреждения, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, учреждение обеспечивает
библиотеку:
 гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов;
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
 телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.

3

4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий
для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется директором учреждения в
соответствии с правилами внутреннего распорядка. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
 не менее одного раза в месяц — методического дня.
4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов
в работе с детьми и юношеством библиотека взаимодействует с библиотеками района.
5. Управление. Штаты
5.1 Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
учреждения.
5.3 Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем
учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом школы.
5.4. Библиотекарь назначается руководителем учреждения, являться
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета.

членом

5.5 Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю на утверждение
следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) положение о комплектовании библиотеки;
5.6 Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется его уставом.
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
5.8. Работник библиотек может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение
библиотечно-информационной
и
педагогической
деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе и с
дополнительной оплатой.
5.9.Трудовые отношения работника библиотеки
4

регулируются трудовым

договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
Работник библиотеки имеет право:
6.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного
учреждения и Положении о библиотеке учреждения;
6.2 Проводить в установленном порядке оплачиваемые факультативные занятия,
уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний информационной культуры;
6.3 Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
6.4 Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с
профсоюзным комитетом, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
6.5 Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и
руководством учреждения или иными локальными нормативными актами;
6.6. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
6.7 Участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотек имеют право:









получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации, не
противоречащими требованиям Ст.13 Федерального Закона «О противодействии
экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. №114 – ФЗ, не содержащими
материалов экстремистской направленности, и не входящих в Федеральный список
экстремистских материалов;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами;
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
5

 получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием при условии
компьютеризации;
 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой; согласно
уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах,
утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках;
 пользоваться ценными и справочными документами только
помещении библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний
пользователь; возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных работников учреждения, родителей обучающихся - по
паспорту;
 перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
 документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
 читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.


7.4. Порядок пользования абонементом:
 пользователи имеют право получить на дом из многотомных издании не более двух
документов одновременно;
 максимальные сроки пользования документами, учебники, учебные пособия учебный год;
 научно-популярная, познавательная, художественная литература - 10 дней;
 периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;
6

 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
 документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
 энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
8. Порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с
федеральными списками экстремистских материалов:
8.1.Просмотр 1 раз в месяц сайта Министерства юстиции РФ для обновления
информации по списку экстремистских материалов;
8.2. Издания, включенные в «Федеральный список», не могут быть представлены в
открытом доступе, на выставках и любым иным способом допущены к массовому
распространению среди обучающихся;
8.3. При обнаружении экстремистского материала издания из библиотечноинформационного фонда учреждения, включённые в «Федеральный список», изымаются
из фондов обслуживания и списываются с последующей утилизацией.
8.4. Осуществление отбора, заказа и приобретение информационной продукции из
внешних документных потоков с целью пополнения библиотечно-информационного
фонда учреждения, библиотекарь производит их сверку с «Федеральным списком».
Комплектование библиотечно-информационного фонда изданиями, входящими в
«Федеральный список экстремистских материалов» недопустимо.
8.5..Для исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к
ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами
образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных
государственных образовательных учреждений, государственных образовательных
учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и
актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с
задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной
фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств
(Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р,
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений,
подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта
"Образование").

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».