Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Приложение
к адаптированной
образовательной программе
начального общего образования для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5»
от 30.05.2024 г. № 133
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающихся с задержкой психического развития
(ФГОС ОВЗ) (1-4 классы)
вариант 7.1.
на 2024-2025 учебный год
Учебный план начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (ФГОС ОВЗ) вариант 7.1.
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1.) (далее - Учебный план НОО ЗПР) определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся при получении
начального общего образования.
Учебный план НОО ЗПР формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"(с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС ОВЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и Санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечение безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28 января 2021 г. № 2.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2021г. N 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программой начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5»
- Устав МБОУ «ООШ № 5».
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, учебный план
включает в себя коррекционно-развивающую область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
МБОУ «ООШ № 5» реализует общеобразовательные программы начального
общего образования с использованием учебно-методического комплекса «Школа XXI
века», «Школа России».
Учебный план МБОУ «ООШ № 5» учитывает ведение обязательных предметных
областей, предусмотренных реализацией ФГОС НОО и выполнение основных задач
реализации содержания предметных областей, а именно:
- предметная область «Русский язык и литературное чтение»: формирование
первоначальных представлений о русском языке как государственном языке
Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России
и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности (представлена учебными предметами: «Русский язык»,
«Литературное чтение»);
- предметная область «Иностранный язык»: формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на
иностранном языке (представлена учебным предметом «Иностранный язык
(английский)»;
- предметная область «Математика и информатика»: развитие математической
речи, логического и алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности (представлена учебным
предметом «Математика»);
- предметная область «Обществознание
и
естествознание (окружающий мир)»:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места
в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме (представлена учебным предметом
«Окружающий мир»);
- предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»: воспитание
способности
к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
(представлена учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики»
учебный модуль «Основы православной культуры». Выбор модуля, изучаемого в
рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями)
учащихся на основании письменных заявлений и фиксируется протоколом
родительского собрания;
- предметная область «Искусство»:
развитие
способностей к
художественнообразному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного
и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру (представлена учебными предметами «Музыка», «Изобразительное
искусство»);
- предметная область «Технология»: формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического
решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической
преобразовательной
деятельности
(представлена
учебным
предметом
«Труд
(технология)»;
- предметная область «Физическая культура»: укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни (представлена учебным
предметом «Физическая культура»).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебным
предметом: "Функциональная грамотность", направлена на формирование и рзвитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающая область, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу
отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его
потребностей. В коррекционно-развивающую область включены курсы: логопедические
занятия, психокоррекционные занятия, коррекционные занятия по математике и русскому
языку и коррекционно-дефектологические занятия.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет: в 1 классе — 33 учебные недели, во 2-4 классах - 34 учебные недели.
Учебный план реализуется при 5-дневной рабочей неделе, максимально
допустимая недельная нагрузка:
• для 1 класса – 21 час;
• для 2- 4 класса – 23 часа;
при следующем режиме работы: начало занятий - 8.30, продолжительность урока: в 1-м
классе - использование «ступенчатого» режима обучения в 1 классе: сентябрь – октябрь –
3 урока по 35 минут, ноябрь – декабрь – 4 урока по 35 минут, январь – май – 4 урока по 40
минут; для 2-4 классов – 40 минут;
• обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
• Домашние задания даются обучающимся 2–4 классов с учетом возможности их
выполнения в следующих пределах: для 2-3 классов – до 1,5 ч.; в 4 классе – до 2 ч.
Срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования для 1-4 классов – четыре года.
Трудоемкость учебного плана начального общего образования за 4 учебных года
составляет 3039 часов, что соответствует требованиям ФГОС НОО (учебная нагрузка за
4 года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов) и с учетом ФОП НОО.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в
соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5».
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. В первом классе без отметочное обучение.
В 4 классе ОРКСЭ - без бального оценивания знаний, защита проекта (индивидуального
или группового). Годовая отметка во 2-4 классах выставляется на основе результатов
четвертных/ полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат
четвертной аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль
осваивался учащимся в срок одной четверти; либо среднее арифметическое результатов
четвертных/ полугодовых аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина,
модуль осваивался учащимся в срок более одной четверти/ полугодия. Округление
результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю
четверть/полугодие.
В 2024-2025 учебном году обучающиеся с задержкой психического развития по
варианту 7.1 обучаются в общеобразовательных классах совместно с другими
обучающимися.
*индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в
рамках должностных обязанностей, на основании заключения ПМПК.
Учебный план начального общего образования (для обучающихся с ЗПР) (вариант 1)
Предметные области
Учебные предметы/классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого:
20
22
22
23
87
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
1
1
0
3
Функциональная грамотность
1
1
1
0
3
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов в год
693
782
782
782
3039
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
5
5
5
5
20
Логопедические занятия *
1
1
1
1
4
Психокоррекционные занятия*
1
1
1
1
4
Коррекционно-дефектологические занятия*
1
1
1
1
4
Коррекционные занятия по математике
1
1
1
1
4
Коррекционные занятия по русскому языку
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность:
Логические задачи
Разговоры о важном
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
8
4
4
Основы религиозных культур и
Основы религиозных
светской этики
культур и светской
учебный модуль "Основы
этики
православной культуры"
Искусство
Технология