Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5» от 30.08.2023 № 167 Учебный план дополнительного образования на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников. Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности: 1. Физкультурно-спортивная направленность 2. Художественно - эстетическая направленность 3. Техническая направленность 4. Социально – гуманитарная направленность Учебный план обеспечивает: • права учащихся на получение дополнительного образования на базе своего образовательного учреждения; • индивидуально-ориентированный подход к учащимся во внеучебном процессе (через систему занятий в кружках и секциях дополнительного образования); • оптимальную нагрузку учащихся, осуществление образовательного процесса в соответствии с валеологическими критериями и нормами. Структура дополнительного образования Физкультурно-спортивное направление. Физкультурно-спортивное направление обеспечивает создание здоровьесберегающей образовательной среды (комфортные условия, гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный настрой и др.), задающей механизм формирования бережного отношения к здоровью как к одной из базовых ценностей личности. Содержание образования данного направления реализуется через программу дополнительного образования «Лыжная подготовка» и программу дополнительного образования «Шахматы». Программа дополнительного образования «Лыжная подготовка». Цель программы - повышение уровня физического развития учащихся и укрепление здоровья через эффективное использование возможностей физической культуры и спорта. Задачи: - приобщение подростков к здоровому образу жизни; - формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом; - развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом; - укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка; - освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов; - формирование морально-волевых качеств юных спортсменов. Программа дополнительного образования «Шахматы». Цель программы: подготовка юных шахматистов IV-го спортивного разряда и выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи программы: • Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре. • Усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии. • Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях. • Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях. • Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара. • Комплексное формирование основ шахматной культуры. Художественно-эстетическое направление. Художественно-эстетическое направление дополнительного образования связано с идеей целостного развития личности ребенка, знакомит с лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и развивает художественно-эстетические способности детей. Содержание образования в рамках данного направления направлено на проектирование и организацию эмоционально развивающей образовательной среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и творческой самореализации учащихся. Содержание образования художественно-эстетического направления реализуется через программу дополнительного образования «Основы бисероплетения». Цель - научить детей основным приемам бисероплетения, развить у них способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством, активизировать познавательную и творческую деятельность с помощью развития мелкой моторики. Задачи: образовательная - освоение техники бисероплетения; воспитательная - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, умение оказать взаимопомощь при выполнении работы; развивающая - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких принципов: - опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка; - учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся; - доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и развития детей. Техническое направление. Техническое мышление имеет некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам, склонностям. Характеризуя направленность технического мышления, многие выделяются особенности: а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные расчеты; б) техническое мышление – практическое мышление; в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности; г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, макетах и т.д. Программа дополнительного образования «Конструирование». Цель программы: Развитие у детей интереса к конструированию через создание простейших моделей. Задачи программы: 1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение работать по образцу, схеме. 2. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности. 3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического конструктора. Социально – гуманитарное направление реализуется через программу дополнительного образования «Школа развития». Программа дополнительного образования «Школа развития». Цель программы: - создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; - подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика; - формирование положительного отношения к школе. Задачи программы: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; - развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; - формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения; - укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться; - воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям; создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка. Направление Название деятельности программы Учебный план дополнительного образования на 2024-2025 учебный год (недельный) Количество часов в неделю по классам 0 Социально гуманитарное Школа развития Физкультурно - Шахматы спортивная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 Итого часов в неделю 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Лыжная подготовка 1 1 1 1 1 1 1 1 Художественно Основы - эстетическое бисероплете ния 1 1 2 Техническая Конструиро вание 0,5 0,5 1 ИТОГО 4 1 9 18 Направление Название деятельности программы Учебный план дополнительного образования на 2024-2025 учебный год (годовой) Количество часов в неделю по классам 0 Социально гуманитарное Школа развития 1 2 3 4 5 6 7 8 9 64 Физкультурно - Шахматы спортивная Итого часов в год 64 17 17 17 17 17 17 17 17 Лыжная подготовка 33 34 34 34 34 34 34 34 Художественно Основы - эстетическое бисероплете ния 33 34 67 Техническая Конструиро вание 17 17 34 83 102 ИТОГО 64 68 51 51 51 51 51 136 34 34 305 606