Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Приложение к образовательной программе
дополнительного образования детей
утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5»
от 30.08.2023 № 167
Учебный план
дополнительного образования
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Учебный
план
по
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования Учреждения направлен
на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание
максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей
ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала
личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с
учетом кадрового, программно-методического и материально- технического
обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в
себя следующие направленности:
1. Физкультурно-спортивная направленность
2. Художественно - эстетическая направленность
3. Техническая направленность
4. Социально – гуманитарная направленность
Учебный план обеспечивает:
•
права учащихся на получение дополнительного образования на базе своего
образовательного учреждения;
•
индивидуально-ориентированный подход к учащимся во внеучебном
процессе (через систему занятий в кружках и секциях дополнительного
образования);
•
оптимальную нагрузку учащихся, осуществление образовательного
процесса в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Структура дополнительного образования
Физкультурно-спортивное направление.
Физкультурно-спортивное
направление
обеспечивает
создание
здоровьесберегающей
образовательной
среды (комфортные
условия,
гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный
настрой и др.), задающей механизм формирования бережного отношения к
здоровью как к одной из базовых ценностей личности.
Содержание образования данного направления реализуется через программу
дополнительного
образования
«Лыжная
подготовка»
и
программу
дополнительного образования «Шахматы».
Программа дополнительного образования «Лыжная подготовка».
Цель программы - повышение уровня физического развития учащихся и
укрепление здоровья через эффективное
использование
возможностей
физической культуры и спорта.
Задачи:
- приобщение
подростков
к
здоровому
образу
жизни;
- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом;
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка;
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов;
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
Программа дополнительного образования
«Шахматы».
Цель программы: подготовка юных шахматистов IV-го спортивного разряда и
выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной
борьбы, основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:
•
Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной
тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре.
•
Усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии.
•
Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных
стратегических приёмов в типовых положениях.
•
Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и
позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в
худших позициях.
•
Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и
тактических идеях большинства дебютных построений, встречающихся в
шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.
•
Комплексное формирование основ шахматной культуры.
Художественно-эстетическое направление.
Художественно-эстетическое направление дополнительного образования
связано с идеей целостного развития личности ребенка, знакомит с
лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и
развивает художественно-эстетические способности детей.
Содержание образования в рамках данного направления направлено на
проектирование и организацию эмоционально развивающей образовательной
среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы
личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и
творческой самореализации учащихся.
Содержание
образования
художественно-эстетического
направления
реализуется через программу дополнительного образования «Основы
бисероплетения».
Цель - научить детей основным приемам бисероплетения, развить у них
способности к творческому самовыражению и самореализации через
теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным
творчеством, активизировать познавательную и творческую деятельность с
помощью развития мелкой моторики.
Задачи:
образовательная - освоение техники бисероплетения;
воспитательная - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело
до конца, умение оказать взаимопомощь при выполнении работы;
развивающая - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания,
фантазии,
творческих способностей,
формирование
эстетического
и
художественного вкуса.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких
принципов:
- опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
- учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся;
- доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения,
воспитания и развития детей.
Техническое направление.
Техническое мышление имеет некоторую специфику по сравнению с задачами,
решаемыми в других сферах деятельности. Эта специфика относится к
содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а
также к его интересам, склонностям.
Характеризуя направленность технического мышления, многие выделяются
особенности:
а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных
операций, направленностью на точные расчеты;
б) техническое мышление – практическое мышление;
в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности;
г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме,
чертежах, макетах и т.д.
Программа дополнительного образования «Конструирование».
Цель программы:
Развитие у детей интереса к конструированию через создание простейших
моделей.
Задачи программы:
1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора,
умение работать по образцу, схеме.
2. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику,
мышление, усидчивость, творческие способности.
3. Формировать
умение правильно называть и различать детали
металлического конструктора.
Социально – гуманитарное направление
реализуется через программу дополнительного образования «Школа развития».
Программа дополнительного образования «Школа развития».
Цель программы:
- создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
- подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
- формирование положительного отношения к школе.
Задачи программы:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к
школе, желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;
создавать
необходимые
условия,
способствующие
формированию
предпосылок
общеучебных
умений
и
навыков,
познавательному,
эмоциональному,
нравственному
развитию
ребёнка.
Направление Название
деятельности программы
Учебный план дополнительного образования
на 2024-2025 учебный год
(недельный)
Количество часов в неделю по классам
0
Социально гуманитарное
Школа
развития
Физкультурно - Шахматы
спортивная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
Итого
часов
в неделю
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Лыжная
подготовка
1
1
1
1
1
1
1
1
Художественно Основы
- эстетическое бисероплете
ния
1
1
2
Техническая Конструиро
вание
0,5
0,5
1
ИТОГО
4
1
9
18
Направление Название
деятельности программы
Учебный план дополнительного образования
на 2024-2025 учебный год
(годовой)
Количество часов в неделю по классам
0
Социально гуманитарное
Школа
развития
1
2
3
4
5
6
7
8
9
64
Физкультурно - Шахматы
спортивная
Итого
часов
в год
64
17
17
17
17
17
17
17
17
Лыжная
подготовка
33
34
34
34
34
34
34
34
Художественно Основы
- эстетическое бисероплете
ния
33
34
67
Техническая Конструиро
вание
17
17
34
83
102
ИТОГО
64
68
51
51
51
51
51
136
34
34
305
606