\lч,ltиittlгlli. t1,1lt)t бto;Ц;tte'rtttte оСlшlеобрtl,]0l]tlт,е.пьнОС уIIреиiл cIrlIe ((i } i;:l l {j ti I l a1! 0б Ittco ti t) rtl] t} t}il,гe.l lrII ]VlБt)}'((0Ollj.Y9 it iI IIlIt()Jla .NЪ 5)) 5>) принятА lIl Педагоги.tескI4м советом N4БоУNIая , 202З i,I N9 5) ltt ptlt tlBli 2023 г Nc 12З г. N9 8 ДОtIОЛНИТЕЛЪНАЯ ОБIЦЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕРАЗВИВАIОIЦАЯ IIРОГРАММА (лыжtнАя IIодготовкА> F{апраtl.; rctr II iOст]э Ф l Возрас,r обучаюu{ихся: Срок peajt изации программы: Автор*сос,гавитеJIь: 9- и :з l4 ltу.l t t,,1,,\,p tiо-с] I ор,ги i]EI LtrI ;tе,г 1 гсlд а Е катер ин а l] ttl_ци п,tо yI{11,I,ejlb tillлзи,lесt(ой кул ь,гуры N4 с trъ Lrtи l{o 1] с"Большlос't'рифонов а, 2023 1 вш а, Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 Цель и задачи общеразвивающей программы………………………… 5 Содержание общеразвивающей программы…………………………... 6 Планируемые результаты………………………………………………. 18 Материально – техническое обеспечение……………………………… 25 1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» . 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273). 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008) 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2) 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ. 7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» составлена на основе программа – методических материалов: Раменская Т.И. Теория и методика избранного вида спорта (лыжные гонки): рабочая программа дисциплины ФГОС ВПО, А.Г. Баталов. – М%; РГУФКСМ иМ(ГЦОЛИФК), 2011год. Направленность образовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу: - укрепление здоровья; - привитие интереса к занятиям лыжного спорта; - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр; - овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений; - воспитание черт спортивного характера; - формирование должных норм общественного поведения; - выявление задатков, способностей и спортивной одаренности. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия пи одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных 2 ходов в облегченных условиях. Обучение техники спуска со склонов высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотом на месте и в движении. Знакомства с основными элементами конькового хода. Актуальность: Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка. Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа секции способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников. Адресат общеобразовательной программы являются учащиеся в возрасте 6 - 8 лет. В костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных костей скелета. В период обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в графических движениях руки. Образование и дифференцировка этих новых условно двигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил рабочей позы и движений рук, особенно правой руки. В процессе первоначального обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей нервной деятельности ребенка. В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить мелкие и точные движения. Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций. 10-12 лет Особенностью этого периода является то, что организм девочки “взрослеет”. Ускоренный рост сопряжен с формированием структур тканей, появляются “первые” округлости. В период 12 лет улучшается дифференцировка (различительная) способность зрительного анализатора. Формируется крепкий мышечный корсет, поддерживающий осанку. Изменяется величина мышечной массы, вес, структура мышц. Мышцы способны к сокращению и больше удлиняются при растяжении. Мышцы сгибатели опережают в развитии мышцы разгибатели. Мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра переходят в приводящие мышцы ног. Поэтому важно использовать комплексы, направленные на слабые мышцы ног. Период начала формирования оси скелета. Осью скелета у будущих девушек является позвоночный столб. Это основная часть опорного аппарата в будущем. В этот период он отличается большой гибкостью, особенно в грудных и поясничных отделах. Происходит частичное окостенение позвонков, 3 неправильные нагрузки в этот период на эластичный связочный аппарат приводит к деформациям (искривлению). Появляются лордозы и кифозы. Поэтому именно в этот период рекомендуются равномерные нагрузки. У мальчиков 11-12 лет точность воспроизведения пространственных характеристик осваивается легче, чем точность мышечных усилий, начиная с 13-ти лет точность по всем характеристикам представляет одинаковую степень трудности. Развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к физическим занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию нравственных ценностей и развития доверия к самому себе. 13- 15 лет. Физического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок, век акселерации молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме подростка на его психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно актуальной. Так называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши дети) - это то время, когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Поэтому они нуждаются в организации условий для применения этой активности. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети в этот период способны научиться плавать, играть в баскетбол, танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этот период такие групповые виды спорта, как футбол, волейбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации движений и физической ловкости. Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и т. д. Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и женщин. Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее. Адресат программы - обучающиеся В 6—8 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая процентная годовая прибавка веса тела. 10-12 лет. Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 13 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 4 11-12 лет. Занятия по лыжной подготовке помогают правильному развитию организма у детей данных возрастов. Режим занятий. Разработанная программа рассчитана на 34 занятия в год в каждой возрастной группе: 6-7 лет по 1 занятию в неделю 8 лет по 1 занятию в неделю 9 лет по 1 занятия в неделю 10 лет по 1 занятия в неделю 11 лет по 1 занятия в неделю 12 лет по 1 занятия в неделю 13 лет по 1 занятия в неделю 14 лет по 1 занятия в неделю 15 лет по 1 занятия в неделю Форма обучения: игровой, повторный, индивидуальный план, групповые практические занятия, самостоятельная. Формы организации и планирования процесс: проведение спортивных праздников, и соревнований, самостоятельных занятий. Виды занятий: учебно –тренировочные занятия, соревновательные. Формы подведения итогов реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» после завершения обучения в группе проводится итоговые тестирования. 1. Участие в соревнованиях. Школьных, городских,– согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий. 2. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов. Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км на время. Выполнение нормативов ГТО. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнений. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и результатов тестов по освоению программы, выступает учитель физической культуры. 2.Цель и задачи общеразвивающей программы Цели: - Создание условий для развития двигательной активности обучающихся, путем во влечение их в регулярные занятия по лыжной подготовке. - Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся 5 - Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта Задачи: - освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов - развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом - укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы занимающегося - формирование морально-волевых качеств юных спортсменов. - приобщение к здоровому образу жизни - участия в состязаниях по лыжному спорту 3. Содержание общеразвивающей программы для адресатов 6-9 лет Личностные результаты: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Познавательные УУД: объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Обучающиеся научатся: организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам реализации проектно-исследовательской деятельности Обучающиеся получат возможность научиться: 6 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Учебно - тематический план № п/п Название темы Количество часов всего Теоретические знания Практические знания 1 1. Что такое лыжный спорт, влияние на организм занятий. 1 1 - 2. Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника 1 1 - 3. Техники передвижения на лыжах 3 3 - 4. Основы методики обучения техники и тактики лыжника 2 2 - 5. Правила соревнований 1 1 - 6. ОФП - 16 7. СФП - 10 8. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика - 9. Участие в соревнованиях 10. Выполнение контрольных требований и нормативов - Итого: 8 Согласно календарному плану 26 10- 12 лет Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут по разделам: «Теоретическая подготовка», «Физическая подготовка», «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка», «Контрольные испытания». Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На занятиях с младшей группой целесообразно применение игрового метода. Поэтому, 7 помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения. Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. Практические занятия входят общефизическую (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП) при которой приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонта и хранения лыжного инвентаря , пользование лыжными мазями, на базе всесторонней физической подготовке и развитие физических качеств изучается и совершенствуется техника, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику – гонщику. Тактическая подготовка выделяют четыре раздела « Планирование тактики, обучение и составлению плана соревнований», « Распределение сил на дистанции», «Борьба с противником непосредственном контакте (в условиях зрительной связи), овладение приемами этой борьбы, «Гибкое владение техникой». Контрольные испытания включают в себя нормативы контрольных упражнений, обусловленных определенным возрастом, участия в соревнованиях разного уровня. Зачетные критерии дифферинцируются по годам обучения, что является условием успешного овладения программным материалом. Учебно-тематический план № п/п Название темы Количество часов всего Теоретические знания Практические знания 1 1. Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие Российских спортсменов в олимпийских играх и чемпионатах мира. 1 1 - 2. Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника 1 1 - 3. Основы техники лыжных гонок 3 3 - 4. Основы методики обучения техники и тактики лыжника 2 2 - 5. Правила соревнований 1 1 - 8 6. ОФП - 16 7. СФП - 10 8. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика - 9. Участие в соревнованиях 10. Выполнение контрольных требований и нормативов - Итого: 8 Согласно календарному плану 26 Для качественного усвоения материала а так же, закономерность проведения занятий, дети объединены в группы: подготовительная (9 лет), 10- 12 лет младшая детская, 13- 15 – старшая детская. Содержание программного материала 1-ый год обучения Содержание программы. 1. Развитие лыжного спорта в России. Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения. 2. Гигиена занятий, режим питания спортсменов. Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ. 3. Основы техники лыжника-гонщика. Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах. 4. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика. Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности. 5. Правила техники безопасности. Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении. 6. Спортивная база, оборудование, инвентарь. 9 Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи. Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов. 7. Общая физическая подготовка. Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц. 8. Специальная физическая подготовка. Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах. Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений. 9. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты. 10. Контрольные упражнения и соревнования. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно – силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле. Содержание образовательной программы Учебный (тематический) план для адресатов 6-9 лет, 10 -12лет, 13 -15 лет УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Структура занятий подразделяется на обязательные этапы: При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части: • Организационная • Вводная • Основная • Заключительная 10 Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем. Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег. В течение года тренировки проводятся следующим образом: • В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных на развитие быстроты. • В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и прыжковые, а так же силовые тренировки. • В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы, имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся соревнования и контрольные испытания. Учебно - тематический план 13 – 15 лет № Раздел Теория Практика Всего 1 Вводное занятие. Инструктаж по 2 - 2 1 - 1 - 31 31 3.1 Скользящий шаг - - - Попеременный двухшажный ход 3.3 Спуск в стойке устойчивости - 2 2 - 3 3 Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» «плугом», 3.5 Торможение «упором», «полуплугом». 3.6 Непрерывное передвижение до 3 км 4 Специальная физическая подготовка 5 Общая физическая подготовка 6 Общеразвивающие упражнения 7 Кроссовая подготовка - 2 2 - 2 2 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 2 2 - 6 6 Контрольные проверки и соревнования Итого: - 2 2 3 31 34 охране труда 2 Основы знаний по лыжной подготовке: 3 Техника передвижения на лыжах: 3.2 3.4 8 11 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда Цели и задачи курса. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в спортивном зале и на улице. 2. Основы знаний Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы из Республики Татарстан. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий. Способы самостоятельной деятельности Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. Обучаясь по данной программе, учащиеся должны: Требования к уровню подготовки учащихся Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе начальной подготовки являются следующие показатели: 1.стабильность состава занимающихся; 2.динамика роста показателей физической подготовленности; 3.уровень освоения основ техники лыжных гонок. Самоконтроль . Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с тренером и врачом. 3. Техника передвижения на лыжах Теоретические сведения по разделу даются на каждом занятии в зависимости от темы. 3.1 Передвижение разных по рельефу дистанций. 3.2. Попеременный двухшажный ход; 3.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; 3.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»; 3.5. Повороты переступанием на месте/ в движении; 3.6. Торможение падением. повороты переступанием; 12 3.7. Непрерывное передвижение до 1500м/2000м/3000м 5. Специальная физическая подготовка Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта. Практика: Ходьба широким шагом. Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой. В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода. Шаговая имитация с учебной целью. 5. Общая физическая подготовка Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм. Практика:5.1 Строевые упражнения Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение поворотов на лыжах «махом», «прыжком» «переступанием». 5.2. Общеразвивающие упражнения 5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса; 5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища; 5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног; 5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений. 5.2.5. Упражнения в равновесии; 5.2.6. Легкоатлетические упражнения. 5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств: координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности/50-70/ 80-100 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с ориентированием на местности. 13 7. Кроссовая подготовка Теория Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение самоконтролю. Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности. 8. Контрольные проверки, соревнования ,спортивные турниры и праздники. Теория: Изучение положений о соревнованиях. Структура занятий подразделяется на обязательные этапы: 4. Планируемые результаты Для адресатов 9-10 лет Выполнение нормативных тестов определения уровня развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года с участием 2-3 раза в спортивных мероприятиях . Выполнение наилучших контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 1-го года обучения на этапе начальной подготовки. Планируемый результат Для адресатов 11 – 14 лет Формы подведения итогов реализации спортивной программы по лыжным гонкам: - мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (1 раз в год, осенью); - контрольные упражнения, - сдача контрольно-переводных нормативов (1 раз в год, весной); - участие в соревнованиях по общей физической подготовке и специальной физической подготовке; - самостоятельная работа обучающихся; - углубленное медицинское обследование На этапе начальной подготовки: - стабильность состава занимающихся; - динамика прироста показателей физической подготовленности; - уровень освоения основ техники лыжных гонок. На учебно-тренировочном этапе: - состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся; - динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; - освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; - освоение теоретического раздела программы - выполнение спортивных разрядов. Личностные результаты освоения программы Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в 14 умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание; • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; 15 • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Познавательные результаты освоение программы Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. Коммуникативные результаты освоение программы: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в 16 самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. К окончанию курса ребенок: Практическая подготовка 1.Общая физическая подготовка. Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Знать правила и играть спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Выполнять эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Уметь выполнять циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. 2. Специальная физическая подготовка. Уметь передвигаться на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Выполнять кроссовую подготовку, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. 3. Техническая подготовка. Знать и владеть схемой передвижений классическими лыжными ходами. Умение выполнять специальные подготовительным упражнения, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Выполнение технику спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках, преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Владение способом торможения «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, поворотам на месте и в движении. Знание основные элементы конькового хода. 5. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы. Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для различных температур. Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка на школьном участке земли, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в поле, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения, спортивная площадка, лыжи, ботинки и лыжные палки, рулетка металлическая, секундомер, скакалка гимнастическая, скамейка 17 гимнастическая, стенка гимнастическая, мат, набивные мячи, мяч футбольный, мяч баскетбольный. 6. Формы аттестации/контроля Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в школьных и в городских соревнованиях, а также выполнение нормативов по условным таблицам. Протокол тестирования физических качеств № пп ФИО ребенка быстрата Бег 30 м (сек) скоростносиловые Прыжок в длину (см) сила Бросок набивного мяча (см) выносливость Гибкость Подъем туловища в сед (кол. раз за 30 сек) Наклон вперед сидя (см) 1 2 3 4 5 Методическая литература. 1. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. Учебное пособие. Авторы:. Ковязин В. Н, .Потапов ,.Субботин. В.Я 2. Беговые лыжи для всех . Автор Гаскил .С. П. 3. Лыжная подготовка : Методика преподавания: Учебное. пособие для студентов средних. педагогических. учебных. заведений. Автор: Антонова О.Н. 4.Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. 6.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988. 7.Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 18 Приложение № 1 Контрольное измерительный материал адресатов 6 – 9 лет Нормативы; испытания. "5" м д Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" без учета времени) 2 м д м д Прыжок в длину с места (см) м + + + + 9.9 10.8 10.2 11.3 150 110 90 1100 730 700 900 600 500 + + + + + + + + + + + + 4 2 1 д 9+ 3 1- д 11.5+ 6 2- д Выносливость 6 мин. бег Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м д Отжимания (кол-во раз) д 8 Подтягивания (кол-во раз) 9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) д м + + + + Приложение №2 Контрольное измерительный материал адресатов 10 -12 лет № 7,5 100 м 10 5,8 115 д 7 7,3 155 м 6 5,6 Челночный бег 3х10 м (сек.) 3 5 "3" Бег 30 м (сек.) 1 4 "4" Контрольное возраст мальчики девочки 19 упражнение пп 3 4 5 3 4 5 10 6,6 6,0 5,4 6,8 6,2 5,5 11 6,5 5,8 5,1 6,6 6,0 5,2 10 11,8 11,2 10,6 12,2 11,6 10,8 11 11,2 10,6 10,0 11,4 10,8 10,1 12 10,6 10,0 9,4 11,1 10,4 9,8 10 145 155 165 135 145 155 11 155 165 175 145 155 165 12 160 170 190 150 160 170 10 3 4 6 - - - 11 4 6 8 - - - 12 5 7 9 10 12 14 16 8 11 14 11 14 16 18 10 14 16 14 16 18 8,17 7,38 6,32 1. Общая физическая подготовка 1. 2. 3. 4. 5. Бег 30м (сек) Бег 60 м (сек) Прыжок в длину сместа (см) Подтягивание на перекладине (раз) Отжимание в упоре на руках (раз) 2. Специальная физическая подготовка 1. Лыжи. 10 7,38 6,17 5,17 20 Классический стиль. 1 км (мин, сек) 2. 2 км (мин,сек) 11 6,17 5,47 5,12 7,38 6,32 5,47 12 5.40 5,00 4,30 7,10 6,00 5,15 10 15,18 13,39 12,44 16,34 15,19 13,52 11 13,28 12,44 11,19 15,19 13,52 12,38 12 12,50 12,00 10,40 14,40 13,00 12,10 Мальчики Девочки 5 4 Челночный бег 4×9 м, сек 10,2 10,7 11,3 10,5 11,0 11,7 Бег 30 м, с 5,5 6,0 5,7 6,7 Бег 60 м, с 10,0 10,6 11,2 10,4 10,8 11,4 Бег 300 м, мин, с 1,02 1,06 1,12 1,05 1,10 1,15 Бег 1000 м, мин, с 4,30 4,50 5,20 4,50 5,10 5,40 Бег 2000 м 3 6,5 5 4 6,2 Без учета времени 21 3 Кросс 1,5 км, мин, с 8,50 9,30 10,0 Подтягивание на перекладине из виса, раз 7 5 9,00 9,40 10,30 15 10 8 3 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 17 12 7 12 8 3 Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно за 1 мин, раз 39 33 27 28 23 20 Прыжок в длину с места, см 170 160 140 160 150 130 Прыжок в длину с разбега, см 340 300 260 300 260 220 Прыжок в высоту с разбега, см 110 100 85 105 95 80 Бег на лыжах 1 км ,мин, сек 6,30 7,00 7,40 Бег на лыжах 2 км ,мин, сек Одновременный бесшажный ход Подъем «елочкой» 7,00 7,30 Без учета времени Техника на лыжах 22 8,10 Спуск в «ворота» из палок Торможение «плугом» Ведение мяча бегом в баскетболе Техника Прыжки со скакалкой за 1 мин 70 60 55 60 50 30 Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз 34 32 30 38 36 34 Плавание без учета времени, м 50 25 12 25 20 12 Приложение №2 Нормативы по физкультуре за 7 класс Мальчики Девочки Упражнения, 7 класс 5 4 3 5 4 Челночный бег 4×9 м, сек 9,8 10,3 10,8 10,1 10,5 Бег 30 м, с 5,0 5,3 5,6 5,3 5,6 6, Бег 60 м, с 9,4 10,0 10,8 9,8 10,4 11 23 3 11,3 Бег 500 метров, мин 2,15 2,25 2,4 Бег 1.000 метров, мин 4,10 4,30 5,00 Бег 2.000 метров, мин 9,30 10,15 11,15 11,00 12,40 13, Бег на лыжах 2 км, мин 12,30 13,30 14,00 13,30 14,00 15, Бег на лыжах 3 км, мин 18,00 19,00 20,00 20,00 25,00 28, 180 170 150 170 160 14 Подтягивание на перекладине 9 7 5 Отжимания в упоре лежа 23 18 13 18 12 8 Наклон вперед из положения сидя 11 7 4 16 13 9 Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз 45 40 35 38 33 25 Прыжки на скакалке, за 20 секунд 46 44 42 52 50 48 Прыжки в длину с места, см Нормативы по физкультуре за 8 класс 24 Мальчики Девочки Упражнения, 8 класс 5 4 3 5 4 3 Челночный бег 4×9 м, сек 9,6 10,1 10,6 10,0 10,4 11,2 Бег 30 м, с 4,8 5,1 5,4 5,1 5,6 6,0 Бег 60 м, с 9,0 9,7 10,5 9,7 10,4 10,8 Бег 1.000 метров, мин 3,50 4,20 4,50 4,20 4,50 5,15 Бег 2.000 метров, мин 9,00 9,45 10,30 10,50 12,30 13,20 Бег на лыжах 3 км, мин 16,00 17,00 18,00 19,30 20,30 22,30 175 165 156 Бег на лыжах 5 км, мин без учета времени Прыжки в длину с места, см 190 180 165 Подтягивание на перекладине 10 8 5 Отжимания в упоре лежа 25 20 15 19 13 9 Наклон вперед из положения сидя 12 8 5 18 15 10 Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (пресс), раз 48 43 38 38 33 25 Прыжки на скакалке, за 25 секунд 56 54 52 62 60 58 Нормативы по физкультуре за 9 класс Мальчики Девочки Упражнения, 9 класс 5 4 3 5 4 3 Челночный бег 4×9 м, сек 9,4 9,9 10,4 9,8 10,2 11,0 Бег 30 м, с 4,6 4,9 5,3 5,0 5,5 5,9 Бег 60 м, с 8,5 9,2 10,0 9,4 10,0 10,5 Бег 2.000 метров, мин 8,20 9,20 9,45 10,00 11,20 12,05 Бег на лыжах 1 км, мин 4,30 4,50 5,20 5,45 6,15 7,00 Бег на лыжах 2 км, мин 10,20 10,40 11,10 12,00 12,45 13,30 Бег на лыжах 3 км, мин 15,30 16,00 17,00 19,00 20,00 21,30 180 170 155 Бег на лыжах 5 км, мин без учета времени Прыжки в длину с места, см 210 200 180 Подтягивание на перекладине 11 9 6 25 Отжимания в упоре лежа 32 27 22 20 15 10 Наклон вперед из положения сидя 13 11 6 20 15 13 Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (пресс), раз 50 45 35 40 35 26 Прыжки на скакалке, за 25 секунд 58 56 54 66 64 62 26