Рабочая программа Лыжная подготовка 9-14 лет

\lч,ltиittlгlli. t1,1lt)t бto;Ц;tte'rtttte оСlшlеобрtl,]0l]tlт,е.пьнОС уIIреиiл cIrlIe
((i

} i;:l

l {j ti

I

l

a1! 0б Ittco

ti t) rtl]

t}

t}il,гe.l lrII

]VlБt)}'((0Ollj.Y9

it

iI IIlIt()Jla

.NЪ 5))

5>)

принятА

lIl

Педагоги.tескI4м советом
N4БоУ  NIая

,

202З

i,I

N9 5)

ltt ptlt tlBli

2023 г Nc 12З

г. N9 8

ДОtIОЛНИТЕЛЪНАЯ ОБIЦЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБIЦЕРАЗВИВАIОIЦАЯ IIРОГРАММА

(лыжtнАя IIодготовкА>

F{апраtl.;

rctr II

iOст]э

Ф

l

Возрас,r обучаюu{ихся:
Срок peajt изации программы:
Автор*сос,гавитеJIь:

9-

и

:з

l4

ltу.l t t,,1,,\,p

tiо-с] I ор,ги

i]EI LtrI

;tе,г

1 гсlд

а Е катер ин а l] ttl_ци п,tо
yI{11,I,ejlb tillлзи,lесt(ой кул ь,гуры
N4 с trъ Lrtи l{o

1]

с"Большlос't'рифонов а, 2023
1

вш а,

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка…………………………………………………. 3
Цель и задачи общеразвивающей программы………………………… 5
Содержание общеразвивающей программы…………………………... 6
Планируемые результаты………………………………………………. 18
Материально – техническое обеспечение……………………………… 25

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» .
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября
2014
г.
№
1726-р
(Далее
–
Концепция).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
(Далее
–
Приказ
№
1008)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№
2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»
(Далее
–
Приказ
№
2)
5.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки
РФ.
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
составлена на основе программа – методических материалов: Раменская Т.И. Теория и
методика избранного вида спорта (лыжные гонки): рабочая программа дисциплины
ФГОС ВПО, А.Г. Баталов. – М%; РГУФКСМ иМ(ГЦОЛИФК), 2011год.
Направленность образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно
– спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям лыжного спорта;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
- воспитание черт спортивного характера;
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия пи одноопорном
скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными
способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных
2

ходов в облегченных условиях. Обучение техники спуска со склонов высокой, средней и
низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой»,
ступающим, скользящим беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором»,
«поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотом на месте и в движении.
Знакомства с основными элементами конькового хода.
Актуальность: Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у
подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила
и быстрота, выдержка. Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную
двигательную активность современных подростков, в результате происходит
предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности
организма,
повышается
работоспособность.
Продуманная
и
хорошо
организованная учебно-тренировочная работа секции способствует успешной подготовке
юных спортсменов лыжников.
Адресат общеобразовательной программы являются учащиеся в возрасте 6 - 8 лет. В
костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая
эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных
напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных
костей скелета.
В период обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в
графических движениях руки. Образование и дифференцировка этих новых условно
двигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил
рабочей позы и движений рук, особенно правой руки. В процессе первоначального
обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для
деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей
нервной деятельности ребенка.
В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами
естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с
участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить
мелкие и точные движения. Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая
подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда
неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по
физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста
рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и
совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей
выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в
пространстве, совершенствовать быстроту реакций.
10-12 лет Особенностью этого периода является то, что организм девочки “взрослеет”.
Ускоренный рост сопряжен с формированием структур тканей, появляются “первые”
округлости. В период 12 лет улучшается дифференцировка (различительная) способность
зрительного анализатора. Формируется крепкий мышечный корсет, поддерживающий
осанку. Изменяется величина мышечной массы, вес, структура мышц. Мышцы способны к
сокращению и больше удлиняются при растяжении. Мышцы сгибатели опережают в
развитии мышцы разгибатели. Мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие
мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра переходят в приводящие
мышцы ног. Поэтому важно использовать комплексы, направленные на слабые мышцы
ног.
Период начала формирования оси скелета.

Осью скелета у будущих девушек является позвоночный столб. Это основная часть
опорного аппарата в будущем. В этот период он отличается большой гибкостью, особенно
в грудных и поясничных отделах. Происходит частичное окостенение позвонков,
3

неправильные нагрузки в этот период на эластичный связочный аппарат приводит к
деформациям (искривлению). Появляются лордозы и кифозы. Поэтому именно в этот
период рекомендуются равномерные нагрузки.
У мальчиков 11-12 лет точность воспроизведения пространственных характеристик
осваивается легче, чем точность мышечных усилий, начиная с 13-ти лет точность по всем
характеристикам представляет одинаковую степень трудности. Развитие различных
физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно.
При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к физическим
занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию нравственных ценностей и
развития доверия к самому себе.
13- 15 лет. Физического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок,
век акселерации молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме
подростка на его психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно
актуальной. Так называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши
дети) - это то время, когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные
способности и становятся более независимыми. Поэтому они нуждаются в организации
условий для применения этой активности. При благоприятных возможностях или
специальном обучении дети в этот период способны научиться плавать, играть в баскетбол,
танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этот период такие групповые виды
спорта, как футбол, волейбол, приобретают особое значение благодаря улучшению
координации движений и физической ловкости.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с
индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой,
семейными особенностями и т. д.
Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом
возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его
рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и
женщин. Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в
это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания
положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Адресат программы - обучающиеся
В 6—8 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается
значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем
позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же
в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая
процентная годовая прибавка веса тела.
10-12 лет. Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в
возрасте от 13 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см
главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг.
Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела
прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в
11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних
конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень
подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут
замедлять рост трубчатых костей в длину. В подростковом возрасте быстрыми темпами
развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей
массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.
Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в
4

11-12 лет. Занятия по лыжной подготовке помогают правильному развитию организма у
детей данных возрастов.
Режим занятий. Разработанная программа рассчитана на 34 занятия в год в каждой
возрастной группе:
6-7 лет по 1 занятию в неделю
8 лет по 1 занятию в неделю
9 лет по 1 занятия в неделю
10 лет по 1 занятия в неделю
11 лет по 1 занятия в неделю
12 лет по 1 занятия в неделю
13 лет по 1 занятия в неделю
14 лет по 1 занятия в неделю
15 лет по 1 занятия в неделю
Форма обучения: игровой, повторный, индивидуальный план, групповые практические
занятия, самостоятельная.
Формы организации и планирования процесс: проведение спортивных праздников, и
соревнований, самостоятельных занятий.
Виды занятий: учебно –тренировочные занятия, соревновательные.
Формы подведения итогов реализации программы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной
направленности: «Лыжная подготовка»
после завершения обучения в группе проводится итоговые тестирования.

1. Участие в соревнованиях.
Школьных, городских,– согласно календарного плана спортивно-массовых
мероприятий.
2. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты,
гибкости, выносливости, ловкости. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов.
Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км на время. Выполнение нормативов ГТО. Тесты
на выполнение легкоатлетических упражнений.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с
помощью метода наблюдения и результатов тестов по освоению программы, выступает
учитель физической культуры.
2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели: - Создание условий для развития двигательной активности обучающихся, путем во
влечение их в регулярные занятия по лыжной подготовке.
- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся
5

- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Задачи:
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы занимающегося
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
- приобщение к здоровому образу жизни
- участия в состязаниях по лыжному спорту
3. Содержание общеразвивающей программы для адресатов
6-9 лет
Личностные результаты:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные УУД:
объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать
технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Обучающиеся научатся:
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
6

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента.
Учебно - тематический план
№
п/п

Название темы

Количество часов
всего

Теоретические
знания

Практические
знания

1
1.

Что такое лыжный спорт, влияние на
организм занятий.

1

1

-

2.

Гигиена занятий и режим дня
спортсмена лыжника

1

1

-

3.

Техники передвижения на лыжах

3

3

-

4.

Основы методики обучения техники
и тактики лыжника

2

2

-

5.

Правила соревнований

1

1

-

6.

ОФП

-

16

7.

СФП

-

10

8.

Общие основы методики обучения
техники и тактики лыжника
гонщика

-

9.

Участие в соревнованиях

10.

Выполнение контрольных
требований и нормативов

-

Итого:

8

Согласно календарному плану

26

10- 12 лет
Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут по
разделам: «Теоретическая подготовка», «Физическая подготовка», «Техническая
подготовка», «Тактическая подготовка», «Контрольные испытания».
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На
занятиях с младшей группой целесообразно применение игрового метода. Поэтому,
7

помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется
элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам.
Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в
восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования
скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом
выполняются скоростно-силовые упражнения.
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических
занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного
спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации
соревнований.
Практические занятия входят общефизическую (ОФП) и специальную физическую
подготовку (СФП) при которой приобретаются и совершенствуются навыки техники и
тактики лыжного спорта.
На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования,
ремонта и хранения лыжного инвентаря , пользование лыжными мазями, на базе
всесторонней физической подготовке и развитие физических качеств изучается и
совершенствуется техника, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику –
гонщику.
Тактическая подготовка выделяют четыре раздела « Планирование тактики,
обучение и составлению плана соревнований», « Распределение сил на дистанции»,
«Борьба с противником непосредственном контакте (в условиях зрительной связи),
овладение приемами этой борьбы, «Гибкое владение техникой».
Контрольные испытания включают в себя нормативы контрольных упражнений,
обусловленных определенным возрастом, участия в соревнованиях разного уровня.
Зачетные критерии дифферинцируются по годам обучения, что является условием
успешного овладения программным материалом.
Учебно-тематический план
№
п/п

Название темы

Количество часов
всего

Теоретические
знания

Практические
знания

1
1.

Развитие лыжного спорта (легкой
атлетики) в России. Участие
Российских спортсменов в
олимпийских играх и чемпионатах
мира.

1

1

-

2.

Гигиена занятий и режим дня
спортсмена лыжника

1

1

-

3.

Основы техники лыжных гонок

3

3

-

4.

Основы методики обучения техники и
тактики лыжника

2

2

-

5.

Правила соревнований

1

1

-

8

6.

ОФП

-

16

7.

СФП

-

10

8.

Общие основы методики обучения
техники и тактики лыжника гонщика

-

9.

Участие в соревнованиях

10.

Выполнение контрольных требований и
нормативов

-

Итого:

8

Согласно календарному плану

26

Для качественного усвоения материала а так же, закономерность проведения занятий,
дети объединены в группы: подготовительная (9 лет), 10- 12 лет младшая детская, 13- 15
– старшая детская.
Содержание программного материала
1-ый год обучения
Содержание программы.
1. Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте.
Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских
играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
2. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела,
водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма.
Комплексы УГГ.
3. Основы техники лыжника-гонщика.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях
лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных
ходах.
4. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники
движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении
различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины
дистанции и рельефа местности.
5. Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние
погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при
ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
6. Спортивная база, оборудование, инвентарь.
9

Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта
Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений.
Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
7. Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с
предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической
лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения
на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие
и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
8. Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с
СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением).
Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для
овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для
совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
9. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники
передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов
(скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного,
одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового,
конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение
техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой.
Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры
(баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
10. Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей
выносливости, быстроты, скоростно – силовых способностей); участие в 3-6
соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным
гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.
Содержание образовательной программы
Учебный (тематический) план для адресатов 6-9 лет, 10 -12лет, 13 -15 лет
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических
занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного
спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации
соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки
техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре
части:
• Организационная
• Вводная
• Основная
• Заключительная
10

Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую
дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие
упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов,
развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть
включает
восстанавливающие
упражнения
и
работу
с
инвентарем.
Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть
времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия
применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или
пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части
занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление,
восстанавливающий
бег.
В
течение
года
тренировки
проводятся
следующим
образом:
• В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных
на
развитие
быстроты.
• В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и
прыжковые,
а
так
же
силовые
тренировки.
• В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы,
имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся
соревнования и контрольные испытания.
Учебно - тематический план 13 – 15 лет
№

Раздел

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по

2

-

2

1

-

1

-

31

31

3.1 Скользящий шаг

-

-

-

Попеременный двухшажный
ход
3.3 Спуск в стойке устойчивости

-

2

2

-

3

3

Подъемы
«елочкой»,
«полуелочкой», «лесенкой»
«плугом»,
3.5 Торможение
«упором», «полуплугом».
3.6 Непрерывное передвижение
до 3 км
4 Специальная
физическая
подготовка
5 Общая
физическая
подготовка
6 Общеразвивающие
упражнения
7 Кроссовая подготовка

-

2

2

-

2

2

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

2

2

-

6

6

Контрольные проверки и
соревнования
Итого:

-

2

2

3

31

34

охране труда

2

Основы знаний по лыжной
подготовке:

3

Техника передвижения на лыжах:

3.2

3.4

8

11

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
Цели и задачи курса. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в
спортивном зале и на улице.
2. Основы знаний
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж.
Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к
учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках
лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту
занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых
упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды
лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские
чемпионы из Республики Татарстан. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление
здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время
самостоятельных занятий.
Способы самостоятельной деятельности
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим
развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств
выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его
значение в укреплении здоровья человека. Обучаясь по данной программе, учащиеся
должны:
Требования к уровню подготовки учащихся
Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе
начальной подготовки являются следующие показатели:
1.стабильность состава занимающихся;
2.динамика роста показателей физической подготовленности;
3.уровень освоения основ техники лыжных гонок.
Самоконтроль .
Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля
предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за
своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной
работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс
достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные
и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание
выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения
усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли.
Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с
тренером и врачом.
3. Техника передвижения на лыжах
Теоретические сведения по разделу даются на каждом занятии в зависимости
от темы.
3.1 Передвижение разных по рельефу дистанций.
3.2. Попеременный двухшажный ход;
3.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
3.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
3.5. Повороты переступанием на месте/ в движении;
3.6. Торможение падением. повороты переступанием;
12

3.7. Непрерывное передвижение до 1500м/2000м/3000м
5. Специальная физическая подготовка
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических
способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же
имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
5. Общая физическая подготовка
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на
организм.
Практика:5.1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в
строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение поворотов на лыжах «махом», «прыжком»
«переступанием».
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса;
5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;
5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5.2.5. Упражнения в равновесии;
5.2.6. Легкоатлетические упражнения.
5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
 координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки)
 выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности,
повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой
интенсивности/50-70/ 80-100
 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции
до 200 м/400м/600м
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в
цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с
ориентированием на местности.
13

7. Кроссовая подготовка
Теория Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение
самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.
8. Контрольные проверки, соревнования ,спортивные турниры и праздники.
Теория: Изучение положений о соревнованиях.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
4. Планируемые результаты
Для адресатов 9-10 лет
Выполнение нормативных тестов определения уровня развития специальных физических
качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной
работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение
тренировочного года с участием 2-3 раза в спортивных мероприятиях .
Выполнение наилучших контрольных нормативов по общей и специальной
физической подготовке для лыжников-гонщиков 1-го года обучения на этапе
начальной подготовки.
Планируемый результат
Для адресатов 11 – 14 лет
Формы подведения итогов реализации спортивной программы по лыжным гонкам:
- мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (1
раз в год, осенью);
- контрольные упражнения,
- сдача контрольно-переводных нормативов (1 раз в год, весной);
- участие в соревнованиях по общей физической подготовке и специальной физической
подготовке;
- самостоятельная работа обучающихся;
- углубленное медицинское обследование
На этапе начальной подготовки: - стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста показателей физической подготовленности;
- уровень освоения основ техники лыжных гонок.
На учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; - освоение
теоретического раздела программы
- выполнение спортивных разрядов.
Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные
свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
14

умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и
перенапряжения средствами физической культуры;
•
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания
занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности;
•
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
•
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
•
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
•
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;

15

•
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
•
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Познавательные результаты освоение программы
Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
•
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
•
понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты
собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
•
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
•
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения
и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Коммуникативные результаты освоение программы:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
•
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
16

самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
•
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
К окончанию курса ребенок: Практическая подготовка
1.Общая физическая подготовка.
Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Знать правила и
играть спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты,
выносливости. Выполнять эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие
скоростно-силовых способностей и быстроты. Уметь выполнять циклические упражнения,
направленные на развитие выносливости.
2. Специальная физическая подготовка.
Уметь передвигаться на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
Выполнять кроссовую подготовку, преимущественно направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня
лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.
Техническая подготовка.
Знать и владеть схемой передвижений классическими лыжными ходами. Умение
выполнять специальные подготовительным упражнения, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном
скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным
двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических
лыжных ходов в облегченных условиях. Выполнение технику спуска со склонов в
высокой, средней и низкой стойках, преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой»,
ступающим, скользящим, беговым шагом. Владение способом торможения «плугом»,
«упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, поворотам на месте и в движении.
Знание основные элементы конькового хода.
5. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической
базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические
маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду,
помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных
стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря
(комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки),
пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для
установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для
различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко
от школы. Имеется учебная площадка на школьном участке земли, предназначена для
первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в
поле, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования
техники изученных способов передвижения, спортивная площадка, лыжи, ботинки и
лыжные палки, рулетка металлическая, секундомер, скакалка гимнастическая, скамейка
17

гимнастическая, стенка гимнастическая, мат, набивные мячи, мяч футбольный, мяч
баскетбольный.
6. Формы аттестации/контроля
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы и контроля деятельности являются участие детей в школьных и в городских
соревнованиях, а также выполнение нормативов по условным таблицам.
Протокол тестирования физических качеств
№
пп

ФИО
ребенка

быстрата
Бег 30 м
(сек)

скоростносиловые
Прыжок в
длину
(см)

сила
Бросок
набивного
мяча
(см)

выносливость Гибкость
Подъем
туловища в
сед (кол. раз
за 30 сек)

Наклон
вперед сидя
(см)

1
2
3
4
5

Методическая литература.
1. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. Учебное
пособие. Авторы:. Ковязин В. Н, .Потапов ,.Субботин. В.Я
2. Беговые лыжи для всех . Автор Гаскил .С. П.
3. Лыжная подготовка : Методика преподавания: Учебное. пособие для студентов
средних. педагогических. учебных. заведений. Автор: Антонова О.Н.
4.Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1988.
5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
6.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.:
Физкультура и спорт, 1988.
7.Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.:
Физкультура и спорт, 1989.

18

Приложение № 1 Контрольное измерительный материал адресатов 6 – 9 лет
Нормативы; испытания.

"5"
м
д
Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" без учета времени)

2

м
д
м
д

Прыжок в длину с места
(см)

м

+

+

+

+

9.9

10.8

10.2

11.3

150

110

90

1100

730

700

900

600

500

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

2

1

д

9+

3

1-

д

11.5+

6

2-

д

Выносливость 6 мин. бег

Прыжки через скакалку
(кол-во раз/мин.)

м
д

Отжимания (кол-во раз)
д

8

Подтягивания (кол-во раз)

9

Гибкость наклон вперёд
из положения сидя

м

Подъем туловища из положения лежа на спине
(кол-во раз/мин)

д
м

+

+

+

+

Приложение №2 Контрольное измерительный материал адресатов 10 -12 лет
№

7,5

100

м

10

5,8

115

д

7

7,3

155

м

6

5,6

Челночный бег 3х10 м (сек.)

3

5

"3"

Бег 30 м (сек.)

1

4

"4"

Контрольное

возраст

мальчики

девочки
19

упражнение
пп

3

4

5

3

4

5

10

6,6

6,0

5,4

6,8

6,2

5,5

11

6,5

5,8

5,1

6,6

6,0

5,2

10

11,8

11,2

10,6

12,2

11,6

10,8

11

11,2

10,6

10,0

11,4

10,8

10,1

12

10,6

10,0

9,4

11,1

10,4

9,8

10

145

155

165

135

145

155

11

155

165

175

145

155

165

12

160

170

190

150

160

170

10

3

4

6

-

-

-

11

4

6

8

-

-

-

12

5

7

9

10

12

14

16

8

11

14

11

14

16

18

10

14

16

14

16

18

8,17

7,38

6,32

1. Общая физическая подготовка
1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30м (сек)

Бег 60 м (сек)

Прыжок в длину
сместа (см)

Подтягивание на
перекладине
(раз)

Отжимание в
упоре на руках
(раз)

2. Специальная физическая подготовка

1.

Лыжи.

10

7,38

6,17

5,17

20

Классический
стиль. 1 км (мин,
сек)

2.

2 км (мин,сек)

11

6,17

5,47

5,12

7,38

6,32

5,47

12

5.40

5,00

4,30

7,10

6,00

5,15

10

15,18

13,39

12,44

16,34

15,19

13,52

11

13,28

12,44

11,19

15,19

13,52

12,38

12

12,50

12,00

10,40

14,40

13,00

12,10

Мальчики

Девочки

5

4

Челночный бег 4×9 м, сек

10,2

10,7 11,3

10,5 11,0

11,7

Бег 30 м, с

5,5

6,0

5,7

6,7

Бег 60 м, с

10,0

10,6 11,2

10,4 10,8

11,4

Бег 300 м, мин, с

1,02

1,06 1,12

1,05 1,10

1,15

Бег 1000 м, мин, с

4,30

4,50 5,20

4,50 5,10

5,40

Бег 2000 м

3

6,5

5

4

6,2

Без учета времени

21

3

Кросс 1,5 км, мин, с

8,50

9,30 10,0

Подтягивание на перекладине из виса, раз

7

5

9,00 9,40

10,30

15

10

8

3

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

17

12

7

12

8

3

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на
груди скрестно за 1 мин, раз

39

33

27

28

23

20

Прыжок в длину с места, см

170

160

140

160

150

130

Прыжок в длину с разбега, см

340

300

260

300

260

220

Прыжок в высоту с разбега, см

110

100

85

105

95

80

Бег на лыжах 1 км ,мин, сек

6,30

7,00 7,40

Бег на лыжах 2 км ,мин, сек



Одновременный бесшажный ход



Подъем «елочкой»

7,00 7,30

Без учета времени

Техника на лыжах

22

8,10



Спуск в «ворота» из палок



Торможение «плугом»
Ведение мяча бегом в баскетболе

Техника

Прыжки со скакалкой за 1 мин

70

60

55

60

50

30

Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз

34

32

30

38

36

34

Плавание без учета времени, м

50

25

12

25

20

12

Приложение №2 Нормативы по физкультуре за 7 класс
Мальчики

Девочки

Упражнения, 7 класс
5

4

3

5

4

Челночный бег 4×9 м, сек

9,8

10,3

10,8

10,1

10,5

Бег 30 м, с

5,0

5,3

5,6

5,3

5,6

6,

Бег 60 м, с

9,4

10,0

10,8

9,8

10,4

11

23

3

11,3

Бег 500 метров, мин

2,15

2,25

2,4

Бег 1.000 метров, мин

4,10

4,30

5,00

Бег 2.000 метров, мин

9,30

10,15

11,15

11,00

12,40

13,

Бег на лыжах 2 км, мин

12,30

13,30

14,00

13,30

14,00

15,

Бег на лыжах 3 км, мин

18,00

19,00

20,00

20,00

25,00

28,

180

170

150

170

160

14

Подтягивание на перекладине

9

7

5

Отжимания в упоре лежа

23

18

13

18

12

8

Наклон вперед из положения сидя

11

7

4

16

13

9

Подъем туловища за 1 мин из
положения лежа (прес), раз

45

40

35

38

33

25

Прыжки на скакалке, за 20 секунд

46

44

42

52

50

48

Прыжки в длину с места, см

Нормативы по физкультуре за 8 класс
24

Мальчики

Девочки

Упражнения, 8 класс
5

4

3

5

4

3

Челночный бег 4×9 м, сек

9,6

10,1

10,6

10,0

10,4

11,2

Бег 30 м, с

4,8

5,1

5,4

5,1

5,6

6,0

Бег 60 м, с

9,0

9,7

10,5

9,7

10,4

10,8

Бег 1.000 метров, мин

3,50

4,20

4,50

4,20

4,50

5,15

Бег 2.000 метров, мин

9,00

9,45

10,30

10,50

12,30

13,20

Бег на лыжах 3 км, мин

16,00

17,00

18,00

19,30

20,30

22,30

175

165

156

Бег на лыжах 5 км, мин

без учета времени

Прыжки в длину с места, см

190

180

165

Подтягивание на перекладине

10

8

5

Отжимания в упоре лежа

25

20

15

19

13

9

Наклон вперед из положения сидя

12

8

5

18

15

10

Подъем туловища за 1 мин из положения
лежа (пресс), раз

48

43

38

38

33

25

Прыжки на скакалке, за 25 секунд

56

54

52

62

60

58

Нормативы по физкультуре за 9 класс
Мальчики

Девочки

Упражнения, 9 класс
5

4

3

5

4

3

Челночный бег 4×9 м, сек

9,4

9,9

10,4

9,8

10,2

11,0

Бег 30 м, с

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

Бег 60 м, с

8,5

9,2

10,0

9,4

10,0

10,5

Бег 2.000 метров, мин

8,20

9,20

9,45

10,00

11,20

12,05

Бег на лыжах 1 км, мин

4,30

4,50

5,20

5,45

6,15

7,00

Бег на лыжах 2 км, мин

10,20

10,40

11,10

12,00

12,45

13,30

Бег на лыжах 3 км, мин

15,30

16,00

17,00

19,00

20,00

21,30

180

170

155

Бег на лыжах 5 км, мин

без учета времени

Прыжки в длину с места, см

210

200

180

Подтягивание на перекладине

11

9

6

25

Отжимания в упоре лежа

32

27

22

20

15

10

Наклон вперед из положения сидя

13

11

6

20

15

13

Подъем туловища за 1 мин из положения
лежа (пресс), раз

50

45

35

40

35

26

Прыжки на скакалке, за 25 секунд

58

56

54

66

64

62

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».