\lч,ltиittlгlli. t1,1lt)t бto;Ц;tte'rtttte оСlшlеобрtl,]0l]tlт,е.пьнОС уIIреиiл cIrlIe
((i
} i;:l
l {j ti
I
l
a1! 0б Ittco
ti t) rtl]
t}
t}il,гe.l lrII
]VlБt)}'((0Ollj.Y9
it
iI IIlIt()Jla
.NЪ 5))
5>)
принятА
lIl
Педагоги.tескI4м советом
N4БоУ NIая
,
202З
i,I
N9 5)
ltt ptlt tlBli
2023 г Nc 12З
г. N9 8
ДОtIОЛНИТЕЛЪНАЯ ОБIЦЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБIЦЕРАЗВИВАIОIЦАЯ IIРОГРАММА
(лыжtнАя IIодготовкА>
F{апраtl.;
rctr II
iOст]э
Ф
l
Возрас,r обучаюu{ихся:
Срок peajt изации программы:
Автор*сос,гавитеJIь:
9-
и
:з
l4
ltу.l t t,,1,,\,p
tiо-с] I ор,ги
i]EI LtrI
;tе,г
1 гсlд
а Е катер ин а l] ttl_ци п,tо
yI{11,I,ejlb tillлзи,lесt(ой кул ь,гуры
N4 с trъ Lrtи l{o
1]
с"Большlос't'рифонов а, 2023
1
вш а,
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка…………………………………………………. 3
Цель и задачи общеразвивающей программы………………………… 5
Содержание общеразвивающей программы…………………………... 6
Планируемые результаты………………………………………………. 18
Материально – техническое обеспечение……………………………… 25
1
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка» .
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября
2014
г.
№
1726-р
(Далее
–
Концепция).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
(Далее
–
Приказ
№
1008)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№
2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»
(Далее
–
Приказ
№
2)
5.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки
РФ.
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
составлена на основе программа – методических материалов: Раменская Т.И. Теория и
методика избранного вида спорта (лыжные гонки): рабочая программа дисциплины
ФГОС ВПО, А.Г. Баталов. – М%; РГУФКСМ иМ(ГЦОЛИФК), 2011год.
Направленность образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно
– спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям лыжного спорта;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
- воспитание черт спортивного характера;
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия пи одноопорном
скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными
способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных
2
ходов в облегченных условиях. Обучение техники спуска со склонов высокой, средней и
низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой»,
ступающим, скользящим беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором»,
«поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотом на месте и в движении.
Знакомства с основными элементами конькового хода.
Актуальность: Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у
подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила
и быстрота, выдержка. Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную
двигательную активность современных подростков, в результате происходит
предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности
организма,
повышается
работоспособность.
Продуманная
и
хорошо
организованная учебно-тренировочная работа секции способствует успешной подготовке
юных спортсменов лыжников.
Адресат общеобразовательной программы являются учащиеся в возрасте 6 - 8 лет. В
костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая
эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных
напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных
костей скелета.
В период обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в
графических движениях руки. Образование и дифференцировка этих новых условно
двигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил
рабочей позы и движений рук, особенно правой руки. В процессе первоначального
обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для
деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей
нервной деятельности ребенка.
В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами
естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с
участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить
мелкие и точные движения. Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая
подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда
неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по
физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста
рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и
совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей
выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в
пространстве, совершенствовать быстроту реакций.
10-12 лет Особенностью этого периода является то, что организм девочки “взрослеет”.
Ускоренный рост сопряжен с формированием структур тканей, появляются “первые”
округлости. В период 12 лет улучшается дифференцировка (различительная) способность
зрительного анализатора. Формируется крепкий мышечный корсет, поддерживающий
осанку. Изменяется величина мышечной массы, вес, структура мышц. Мышцы способны к
сокращению и больше удлиняются при растяжении. Мышцы сгибатели опережают в
развитии мышцы разгибатели. Мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие
мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра переходят в приводящие
мышцы ног. Поэтому важно использовать комплексы, направленные на слабые мышцы
ног.
Период начала формирования оси скелета.
Осью скелета у будущих девушек является позвоночный столб. Это основная часть
опорного аппарата в будущем. В этот период он отличается большой гибкостью, особенно
в грудных и поясничных отделах. Происходит частичное окостенение позвонков,
3
неправильные нагрузки в этот период на эластичный связочный аппарат приводит к
деформациям (искривлению). Появляются лордозы и кифозы. Поэтому именно в этот
период рекомендуются равномерные нагрузки.
У мальчиков 11-12 лет точность воспроизведения пространственных характеристик
осваивается легче, чем точность мышечных усилий, начиная с 13-ти лет точность по всем
характеристикам представляет одинаковую степень трудности. Развитие различных
физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно.
При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к физическим
занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию нравственных ценностей и
развития доверия к самому себе.
13- 15 лет. Физического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок,
век акселерации молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме
подростка на его психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно
актуальной. Так называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши
дети) - это то время, когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные
способности и становятся более независимыми. Поэтому они нуждаются в организации
условий для применения этой активности. При благоприятных возможностях или
специальном обучении дети в этот период способны научиться плавать, играть в баскетбол,
танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этот период такие групповые виды
спорта, как футбол, волейбол, приобретают особое значение благодаря улучшению
координации движений и физической ловкости.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с
индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой,
семейными особенностями и т. д.
Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом
возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его
рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и
женщин. Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в
это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания
положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Адресат программы - обучающиеся
В 6—8 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается
значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем
позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же
в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая
процентная годовая прибавка веса тела.
10-12 лет. Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в
возрасте от 13 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см
главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг.
Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела
прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в
11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних
конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень
подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут
замедлять рост трубчатых костей в длину. В подростковом возрасте быстрыми темпами
развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей
массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.
Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в
4
11-12 лет. Занятия по лыжной подготовке помогают правильному развитию организма у
детей данных возрастов.
Режим занятий. Разработанная программа рассчитана на 34 занятия в год в каждой
возрастной группе:
6-7 лет по 1 занятию в неделю
8 лет по 1 занятию в неделю
9 лет по 1 занятия в неделю
10 лет по 1 занятия в неделю
11 лет по 1 занятия в неделю
12 лет по 1 занятия в неделю
13 лет по 1 занятия в неделю
14 лет по 1 занятия в неделю
15 лет по 1 занятия в неделю
Форма обучения: игровой, повторный, индивидуальный план, групповые практические
занятия, самостоятельная.
Формы организации и планирования процесс: проведение спортивных праздников, и
соревнований, самостоятельных занятий.
Виды занятий: учебно –тренировочные занятия, соревновательные.
Формы подведения итогов реализации программы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной
направленности: «Лыжная подготовка»
после завершения обучения в группе проводится итоговые тестирования.
1. Участие в соревнованиях.
Школьных, городских,– согласно календарного плана спортивно-массовых
мероприятий.
2. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты,
гибкости, выносливости, ловкости. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов.
Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км на время. Выполнение нормативов ГТО. Тесты
на выполнение легкоатлетических упражнений.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с
помощью метода наблюдения и результатов тестов по освоению программы, выступает
учитель физической культуры.
2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели: - Создание условий для развития двигательной активности обучающихся, путем во
влечение их в регулярные занятия по лыжной подготовке.
- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся
5
- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Задачи:
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы занимающегося
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
- приобщение к здоровому образу жизни
- участия в состязаниях по лыжному спорту
3. Содержание общеразвивающей программы для адресатов
6-9 лет
Личностные результаты:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные УУД:
объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать
технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Обучающиеся научатся:
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
6
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента.
Учебно - тематический план
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
Теоретические
знания
Практические
знания
1
1.
Что такое лыжный спорт, влияние на
организм занятий.
1
1
-
2.
Гигиена занятий и режим дня
спортсмена лыжника
1
1
-
3.
Техники передвижения на лыжах
3
3
-
4.
Основы методики обучения техники
и тактики лыжника
2
2
-
5.
Правила соревнований
1
1
-
6.
ОФП
-
16
7.
СФП
-
10
8.
Общие основы методики обучения
техники и тактики лыжника
гонщика
-
9.
Участие в соревнованиях
10.
Выполнение контрольных
требований и нормативов
-
Итого:
8
Согласно календарному плану
26
10- 12 лет
Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут по
разделам: «Теоретическая подготовка», «Физическая подготовка», «Техническая
подготовка», «Тактическая подготовка», «Контрольные испытания».
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На
занятиях с младшей группой целесообразно применение игрового метода. Поэтому,
7
помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется
элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам.
Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в
восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования
скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом
выполняются скоростно-силовые упражнения.
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических
занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного
спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации
соревнований.
Практические занятия входят общефизическую (ОФП) и специальную физическую
подготовку (СФП) при которой приобретаются и совершенствуются навыки техники и
тактики лыжного спорта.
На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования,
ремонта и хранения лыжного инвентаря , пользование лыжными мазями, на базе
всесторонней физической подготовке и развитие физических качеств изучается и
совершенствуется техника, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику –
гонщику.
Тактическая подготовка выделяют четыре раздела « Планирование тактики,
обучение и составлению плана соревнований», « Распределение сил на дистанции»,
«Борьба с противником непосредственном контакте (в условиях зрительной связи),
овладение приемами этой борьбы, «Гибкое владение техникой».
Контрольные испытания включают в себя нормативы контрольных упражнений,
обусловленных определенным возрастом, участия в соревнованиях разного уровня.
Зачетные критерии дифферинцируются по годам обучения, что является условием
успешного овладения программным материалом.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
Теоретические
знания
Практические
знания
1
1.
Развитие лыжного спорта (легкой
атлетики) в России. Участие
Российских спортсменов в
олимпийских играх и чемпионатах
мира.
1
1
-
2.
Гигиена занятий и режим дня
спортсмена лыжника
1
1
-
3.
Основы техники лыжных гонок
3
3
-
4.
Основы методики обучения техники и
тактики лыжника
2
2
-
5.
Правила соревнований
1
1
-
8
6.
ОФП
-
16
7.
СФП
-
10
8.
Общие основы методики обучения
техники и тактики лыжника гонщика
-
9.
Участие в соревнованиях
10.
Выполнение контрольных требований и
нормативов
-
Итого:
8
Согласно календарному плану
26
Для качественного усвоения материала а так же, закономерность проведения занятий,
дети объединены в группы: подготовительная (9 лет), 10- 12 лет младшая детская, 13- 15
– старшая детская.
Содержание программного материала
1-ый год обучения
Содержание программы.
1. Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте.
Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских
играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
2. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела,
водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма.
Комплексы УГГ.
3. Основы техники лыжника-гонщика.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях
лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных
ходах.
4. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники
движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении
различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины
дистанции и рельефа местности.
5. Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние
погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при
ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
6. Спортивная база, оборудование, инвентарь.
9
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта
Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений.
Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
7. Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с
предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической
лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения
на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие
и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
8. Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с
СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением).
Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для
овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для
совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
9. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники
передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов
(скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного,
одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового,
конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение
техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой.
Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры
(баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
10. Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей
выносливости, быстроты, скоростно – силовых способностей); участие в 3-6
соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным
гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.
Содержание образовательной программы
Учебный (тематический) план для адресатов 6-9 лет, 10 -12лет, 13 -15 лет
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических
занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного
спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации
соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки
техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре
части:
• Организационная
• Вводная
• Основная
• Заключительная
10
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую
дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие
упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов,
развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть
включает
восстанавливающие
упражнения
и
работу
с
инвентарем.
Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть
времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия
применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или
пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части
занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление,
восстанавливающий
бег.
В
течение
года
тренировки
проводятся
следующим
образом:
• В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных
на
развитие
быстроты.
• В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и
прыжковые,
а
так
же
силовые
тренировки.
• В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы,
имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся
соревнования и контрольные испытания.
Учебно - тематический план 13 – 15 лет
№
Раздел
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по
2
-
2
1
-
1
-
31
31
3.1 Скользящий шаг
-
-
-
Попеременный двухшажный
ход
3.3 Спуск в стойке устойчивости
-
2
2
-
3
3
Подъемы
«елочкой»,
«полуелочкой», «лесенкой»
«плугом»,
3.5 Торможение
«упором», «полуплугом».
3.6 Непрерывное передвижение
до 3 км
4 Специальная
физическая
подготовка
5 Общая
физическая
подготовка
6 Общеразвивающие
упражнения
7 Кроссовая подготовка
-
2
2
-
2
2
-
4
4
-
4
4
-
4
4
-
2
2
-
6
6
Контрольные проверки и
соревнования
Итого:
-
2
2
3
31
34
охране труда
2
Основы знаний по лыжной
подготовке:
3
Техника передвижения на лыжах:
3.2
3.4
8
11
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
Цели и задачи курса. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в
спортивном зале и на улице.
2. Основы знаний
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж.
Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к
учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках
лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту
занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых
упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды
лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские
чемпионы из Республики Татарстан. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление
здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время
самостоятельных занятий.
Способы самостоятельной деятельности
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим
развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств
выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его
значение в укреплении здоровья человека. Обучаясь по данной программе, учащиеся
должны:
Требования к уровню подготовки учащихся
Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе
начальной подготовки являются следующие показатели:
1.стабильность состава занимающихся;
2.динамика роста показателей физической подготовленности;
3.уровень освоения основ техники лыжных гонок.
Самоконтроль .
Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля
предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за
своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной
работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс
достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные
и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание
выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения
усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли.
Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с
тренером и врачом.
3. Техника передвижения на лыжах
Теоретические сведения по разделу даются на каждом занятии в зависимости
от темы.
3.1 Передвижение разных по рельефу дистанций.
3.2. Попеременный двухшажный ход;
3.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
3.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
3.5. Повороты переступанием на месте/ в движении;
3.6. Торможение падением. повороты переступанием;
12
3.7. Непрерывное передвижение до 1500м/2000м/3000м
5. Специальная физическая подготовка
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических
способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же
имитация движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
5. Общая физическая подготовка
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на
организм.
Практика:5.1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в
строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение поворотов на лыжах «махом», «прыжком»
«переступанием».
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса;
5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;
5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5.2.5. Упражнения в равновесии;
5.2.6. Легкоатлетические упражнения.
5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки)
выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности,
повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой
интенсивности/50-70/ 80-100
скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции
до 200 м/400м/600м
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в
цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с
ориентированием на местности.
13
7. Кроссовая подготовка
Теория Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение
самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.
8. Контрольные проверки, соревнования ,спортивные турниры и праздники.
Теория: Изучение положений о соревнованиях.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
4. Планируемые результаты
Для адресатов 9-10 лет
Выполнение нормативных тестов определения уровня развития специальных физических
качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной
работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение
тренировочного года с участием 2-3 раза в спортивных мероприятиях .
Выполнение наилучших контрольных нормативов по общей и специальной
физической подготовке для лыжников-гонщиков 1-го года обучения на этапе
начальной подготовки.
Планируемый результат
Для адресатов 11 – 14 лет
Формы подведения итогов реализации спортивной программы по лыжным гонкам:
- мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (1
раз в год, осенью);
- контрольные упражнения,
- сдача контрольно-переводных нормативов (1 раз в год, весной);
- участие в соревнованиях по общей физической подготовке и специальной физической
подготовке;
- самостоятельная работа обучающихся;
- углубленное медицинское обследование
На этапе начальной подготовки: - стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста показателей физической подготовленности;
- уровень освоения основ техники лыжных гонок.
На учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; - освоение
теоретического раздела программы
- выполнение спортивных разрядов.
Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные
свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
14
умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и
перенапряжения средствами физической культуры;
•
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания
занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности;
•
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
•
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
•
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
•
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
15
•
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
•
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Познавательные результаты освоение программы
Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
•
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
•
понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты
собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
•
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
•
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения
и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Коммуникативные результаты освоение программы:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
•
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
16
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
•
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
К окончанию курса ребенок: Практическая подготовка
1.Общая физическая подготовка.
Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Знать правила и
играть спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты,
выносливости. Выполнять эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие
скоростно-силовых способностей и быстроты. Уметь выполнять циклические упражнения,
направленные на развитие выносливости.
2. Специальная физическая подготовка.
Уметь передвигаться на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
Выполнять кроссовую подготовку, преимущественно направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня
лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.
Техническая подготовка.
Знать и владеть схемой передвижений классическими лыжными ходами. Умение
выполнять специальные подготовительным упражнения, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном
скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным
двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических
лыжных ходов в облегченных условиях. Выполнение технику спуска со склонов в
высокой, средней и низкой стойках, преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой»,
ступающим, скользящим, беговым шагом. Владение способом торможения «плугом»,
«упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, поворотам на месте и в движении.
Знание основные элементы конькового хода.
5. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической
базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические
маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду,
помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных
стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря
(комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки),
пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для
установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для
различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко
от школы. Имеется учебная площадка на школьном участке земли, предназначена для
первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в
поле, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования
техники изученных способов передвижения, спортивная площадка, лыжи, ботинки и
лыжные палки, рулетка металлическая, секундомер, скакалка гимнастическая, скамейка
17
гимнастическая, стенка гимнастическая, мат, набивные мячи, мяч футбольный, мяч
баскетбольный.
6. Формы аттестации/контроля
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы и контроля деятельности являются участие детей в школьных и в городских
соревнованиях, а также выполнение нормативов по условным таблицам.
Протокол тестирования физических качеств
№
пп
ФИО
ребенка
быстрата
Бег 30 м
(сек)
скоростносиловые
Прыжок в
длину
(см)
сила
Бросок
набивного
мяча
(см)
выносливость Гибкость
Подъем
туловища в
сед (кол. раз
за 30 сек)
Наклон
вперед сидя
(см)
1
2
3
4
5
Методическая литература.
1. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. Учебное
пособие. Авторы:. Ковязин В. Н, .Потапов ,.Субботин. В.Я
2. Беговые лыжи для всех . Автор Гаскил .С. П.
3. Лыжная подготовка : Методика преподавания: Учебное. пособие для студентов
средних. педагогических. учебных. заведений. Автор: Антонова О.Н.
4.Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1988.
5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
6.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.:
Физкультура и спорт, 1988.
7.Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.:
Физкультура и спорт, 1989.
18
Приложение № 1 Контрольное измерительный материал адресатов 6 – 9 лет
Нормативы; испытания.
"5"
м
д
Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" без учета времени)
2
м
д
м
д
Прыжок в длину с места
(см)
м
+
+
+
+
9.9
10.8
10.2
11.3
150
110
90
1100
730
700
900
600
500
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
2
1
д
9+
3
1-
д
11.5+
6
2-
д
Выносливость 6 мин. бег
Прыжки через скакалку
(кол-во раз/мин.)
м
д
Отжимания (кол-во раз)
д
8
Подтягивания (кол-во раз)
9
Гибкость наклон вперёд
из положения сидя
м
Подъем туловища из положения лежа на спине
(кол-во раз/мин)
д
м
+
+
+
+
Приложение №2 Контрольное измерительный материал адресатов 10 -12 лет
№
7,5
100
м
10
5,8
115
д
7
7,3
155
м
6
5,6
Челночный бег 3х10 м (сек.)
3
5
"3"
Бег 30 м (сек.)
1
4
"4"
Контрольное
возраст
мальчики
девочки
19
упражнение
пп
3
4
5
3
4
5
10
6,6
6,0
5,4
6,8
6,2
5,5
11
6,5
5,8
5,1
6,6
6,0
5,2
10
11,8
11,2
10,6
12,2
11,6
10,8
11
11,2
10,6
10,0
11,4
10,8
10,1
12
10,6
10,0
9,4
11,1
10,4
9,8
10
145
155
165
135
145
155
11
155
165
175
145
155
165
12
160
170
190
150
160
170
10
3
4
6
-
-
-
11
4
6
8
-
-
-
12
5
7
9
10
12
14
16
8
11
14
11
14
16
18
10
14
16
14
16
18
8,17
7,38
6,32
1. Общая физическая подготовка
1.
2.
3.
4.
5.
Бег 30м (сек)
Бег 60 м (сек)
Прыжок в длину
сместа (см)
Подтягивание на
перекладине
(раз)
Отжимание в
упоре на руках
(раз)
2. Специальная физическая подготовка
1.
Лыжи.
10
7,38
6,17
5,17
20
Классический
стиль. 1 км (мин,
сек)
2.
2 км (мин,сек)
11
6,17
5,47
5,12
7,38
6,32
5,47
12
5.40
5,00
4,30
7,10
6,00
5,15
10
15,18
13,39
12,44
16,34
15,19
13,52
11
13,28
12,44
11,19
15,19
13,52
12,38
12
12,50
12,00
10,40
14,40
13,00
12,10
Мальчики
Девочки
5
4
Челночный бег 4×9 м, сек
10,2
10,7 11,3
10,5 11,0
11,7
Бег 30 м, с
5,5
6,0
5,7
6,7
Бег 60 м, с
10,0
10,6 11,2
10,4 10,8
11,4
Бег 300 м, мин, с
1,02
1,06 1,12
1,05 1,10
1,15
Бег 1000 м, мин, с
4,30
4,50 5,20
4,50 5,10
5,40
Бег 2000 м
3
6,5
5
4
6,2
Без учета времени
21
3
Кросс 1,5 км, мин, с
8,50
9,30 10,0
Подтягивание на перекладине из виса, раз
7
5
9,00 9,40
10,30
15
10
8
3
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
17
12
7
12
8
3
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на
груди скрестно за 1 мин, раз
39
33
27
28
23
20
Прыжок в длину с места, см
170
160
140
160
150
130
Прыжок в длину с разбега, см
340
300
260
300
260
220
Прыжок в высоту с разбега, см
110
100
85
105
95
80
Бег на лыжах 1 км ,мин, сек
6,30
7,00 7,40
Бег на лыжах 2 км ,мин, сек
Одновременный бесшажный ход
Подъем «елочкой»
7,00 7,30
Без учета времени
Техника на лыжах
22
8,10
Спуск в «ворота» из палок
Торможение «плугом»
Ведение мяча бегом в баскетболе
Техника
Прыжки со скакалкой за 1 мин
70
60
55
60
50
30
Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз
34
32
30
38
36
34
Плавание без учета времени, м
50
25
12
25
20
12
Приложение №2 Нормативы по физкультуре за 7 класс
Мальчики
Девочки
Упражнения, 7 класс
5
4
3
5
4
Челночный бег 4×9 м, сек
9,8
10,3
10,8
10,1
10,5
Бег 30 м, с
5,0
5,3
5,6
5,3
5,6
6,
Бег 60 м, с
9,4
10,0
10,8
9,8
10,4
11
23
3
11,3
Бег 500 метров, мин
2,15
2,25
2,4
Бег 1.000 метров, мин
4,10
4,30
5,00
Бег 2.000 метров, мин
9,30
10,15
11,15
11,00
12,40
13,
Бег на лыжах 2 км, мин
12,30
13,30
14,00
13,30
14,00
15,
Бег на лыжах 3 км, мин
18,00
19,00
20,00
20,00
25,00
28,
180
170
150
170
160
14
Подтягивание на перекладине
9
7
5
Отжимания в упоре лежа
23
18
13
18
12
8
Наклон вперед из положения сидя
11
7
4
16
13
9
Подъем туловища за 1 мин из
положения лежа (прес), раз
45
40
35
38
33
25
Прыжки на скакалке, за 20 секунд
46
44
42
52
50
48
Прыжки в длину с места, см
Нормативы по физкультуре за 8 класс
24
Мальчики
Девочки
Упражнения, 8 класс
5
4
3
5
4
3
Челночный бег 4×9 м, сек
9,6
10,1
10,6
10,0
10,4
11,2
Бег 30 м, с
4,8
5,1
5,4
5,1
5,6
6,0
Бег 60 м, с
9,0
9,7
10,5
9,7
10,4
10,8
Бег 1.000 метров, мин
3,50
4,20
4,50
4,20
4,50
5,15
Бег 2.000 метров, мин
9,00
9,45
10,30
10,50
12,30
13,20
Бег на лыжах 3 км, мин
16,00
17,00
18,00
19,30
20,30
22,30
175
165
156
Бег на лыжах 5 км, мин
без учета времени
Прыжки в длину с места, см
190
180
165
Подтягивание на перекладине
10
8
5
Отжимания в упоре лежа
25
20
15
19
13
9
Наклон вперед из положения сидя
12
8
5
18
15
10
Подъем туловища за 1 мин из положения
лежа (пресс), раз
48
43
38
38
33
25
Прыжки на скакалке, за 25 секунд
56
54
52
62
60
58
Нормативы по физкультуре за 9 класс
Мальчики
Девочки
Упражнения, 9 класс
5
4
3
5
4
3
Челночный бег 4×9 м, сек
9,4
9,9
10,4
9,8
10,2
11,0
Бег 30 м, с
4,6
4,9
5,3
5,0
5,5
5,9
Бег 60 м, с
8,5
9,2
10,0
9,4
10,0
10,5
Бег 2.000 метров, мин
8,20
9,20
9,45
10,00
11,20
12,05
Бег на лыжах 1 км, мин
4,30
4,50
5,20
5,45
6,15
7,00
Бег на лыжах 2 км, мин
10,20
10,40
11,10
12,00
12,45
13,30
Бег на лыжах 3 км, мин
15,30
16,00
17,00
19,00
20,00
21,30
180
170
155
Бег на лыжах 5 км, мин
без учета времени
Прыжки в длину с места, см
210
200
180
Подтягивание на перекладине
11
9
6
25
Отжимания в упоре лежа
32
27
22
20
15
10
Наклон вперед из положения сидя
13
11
6
20
15
13
Подъем туловища за 1 мин из положения
лежа (пресс), раз
50
45
35
40
35
26
Прыжки на скакалке, за 25 секунд
58
56
54
66
64
62
26