Программа Школа развития

Мунишипальное бrоджетное общеобразовательное у чреiiтдение
<<Основная общеобразовательная школа Ns 5))

приня,I)\
Педагс,lгичесlil,i

N4

N4БоУ KO()iLl }[]
Пpoltltto,1 cl,t

Nr:5>i

со Rеl,ом

l lJ ll

5))

rrt9>> r,rая

]()]3

r,,

Jtl!

ptlcl

20]З

t{

l

tза

N9 12З

/IОП ОЛ НИТЕЛЪНАЯ ОБIIIЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
с)Б IЦЕ

РАЗВИВАIО IЦАЯ IIР ОГРАIUМА

(шкOлА l,АзRития>

Гlаrl ра в; rc l l tlocT,b
[Jll:зplic l t)С)\,r{аlоIIlихсri
[' ро li l ),.l i l. i i,i, J it t t 1{ tt l i рtl t,p

со циаль}{о-гумашитарнаrI

:

б,5 - 7 .llет

:

дв,t Ot_lt,,-i,,{iC,l iil]и,1

c--ltI,1

:

tl ]\I N1 bJ

:

l

t,tl,i1

IolroMapeвa ']'.В., уLIиl]еJIь начаJlьljlых классов
Кtl;ttеlзиttа A.l]., учитель t{BtlilJllэllыX классов
l lу,ltиrlа lj. N4., yLILIl,eJib 1iаr{аЛЬI{I)Iх i(Jiaccol]
I

/{оп,rожирова

[",1.IJ.,

уLlиl,еJIt, F{ilчiuIьЕIых классов

с.Большое Трифонов а, 2023

1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по предшкольной подготовке, является
модифицированной и разработана на основе государственной программы развития
математических представлений «Игралочка – ступенька к школе», предлагаемой Л.Г.
Петерсон и Е.Е.Кочемасовой для дошкольной подготовки. Данная программа
рекомендована Министерством образования РФ и адаптирована к условиям ОУ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием. Разработана на основе следующих
нормативных правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздо-ровления детей и
молодежи»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О
направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Направленность образовательной программы
Программа «Школа развития» представляет собой комплексную дополнительную
образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет
уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных
процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что
повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом,
программа «Школа развития» представляет личностно ориентированную модель
подготовки детей дошкольного возраста к обучению и имеет социально-гуманитарную
направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование современных технологий, позволяющие активизировать мыслительные
процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать
интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных
возможностей ребенка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными

государственными стандартами начального общего образования, начинает формировать
предпосылки УУД:
- познавательные (знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
анализ объектов; сравнение и сопоставление; установление аналогии);
- регулятивные (осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно принимать
оценку взрослого и сверстника);
- коммуникативные (овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы);
- личностные (мотивационные и коммуникативные, формирование Я- концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к обучению).
Отличительная особенность.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.
Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ
первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития. Особенностью содержания
подготовки к школе является его интегрированная основа.
Актуальность программы.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения
им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований
нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей
системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между
дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является
предшкольная подготовка.
Актуальность программы «Школа развития» состоит в решении вопросов
выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня
подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни и
решения одной из наиболее важных и болезненных проблем – преемственности между
дошкольным и начальным образованием.
Адресат программы – будущие первоклассники от 6,5 до 7 лет.
Педагогическая целесообразность.
Дошкольный возраст – возраст бурного развития ребенка во всех аспектах. Развитие
происходит, в том числе и на фоне физиологического созревания ребенка. У детей 6 – 7
лет укрепляется костно-мышечная система, увеличивается рост, происходит прибавка в
2

весе, заканчивается формирование органов дыхания. Сердечно-сосудистая система также
становится более работоспособной и выносливой. Развивается тормозящая функция коры
головного мозга. Появляется возможность управлять своим поведением, которое
формируется под влиянием и руководством взрослого, педагога.
Индивидуальные особенности детей 6-7 лет отличаются по степени развития
познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных черт
и качеств. В возрасте 6 лет у детей появляется произвольное запоминание.
Ребенок начинает сознательно применять для этого многократное повторение того,
что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более
сосредоточенно выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но
необходима. Ребенок также способен выполнять трудовые поручения взрослых.
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства
должна стать психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Показатели
готовности к школе следующие: произвольность поведения, уровень развития речи,
интеллекта. Мотивации и самооценки, уровень коммуникативных навыков,
взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, в том числе и деловое.
У детей шестилетнего возраста продолжает развиваться речь, обогащается
словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная
выразительность, связная речь. Формируются навыки культурного поведения. Дети
продолжают
овладевать
художественно-эстетической
деятельностью,
которая
способствует развитию их творчества.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых
интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности.
Возраст 6-7 лет считается наиболее благоприятным для развития памяти. В
среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Степень
запоминания зависит от интересов ребенка.
Мышление детей 6-7 лет наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует
особенностям их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними в
процессе игры, различных форм творческой деятельности.
В дошкольном возрасте глубокие сдвиги появляются в аффективнопотребностной сфере детской личности. У детей начинается интенсивная «ориентация в
основных смыслах человеческой деятельности», освоение задач, мотивов и норм
отношений между людьми. Ребенок вступает со взрослыми в новые отношения, которые
проявляются в своеобразном комплексе поведения, который охватывает три основные
сферы отношений ребенка – к предметному миру, к другим людям и к самому себе.
Ребенок сам начинает смотреть на себя глазами взрослого.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, дети начинают
овладевать оценочными эталонами, соответствующими социально заданным нормам.
Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы
достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися
в это время моральными нормами, и некоторые другие.
Важной
характеристикой
старшего
дошкольного
возраста
является
произвольность. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении
требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу.
Ведущей деятельностью детей 6-7 лет является игра, в которой происходит
развитие разнообразных психических процессов. Игра, особенно дидактическая.
3

Становится источником знаний. У детей развиваются умения анализировать; выделять
свойства предметов: форму, цвет, размер, строение; сравнивать предметы – устанавливать
их сходство и различия. На этой основе происходит их интеллектуальное развитие.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована
физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии
здоровья ребенка и отдельных функциональных систем организма. В основе
физиологической готовности лежит способность ребенка переносить нагрузки, связанные
с систематической учебой.
Социальная готовность к обучению в школе – готовность ребенка к новым
формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребенка появляется
самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем
психического развития ребенка и уровнем развития качеств, необходимых для учения.
В возрасте 6-7 лет у ребенка возникает новая структура переживаний, при
которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я
добрый», «Я злой» и т.д. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие
кризис 6-7 лет. Также кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять
во внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической
готовности будет появление позиции школьника. В этом смысле проявление кризиса 6-7
лет является одним из показателей готовности ребенка к школе.
Численность детей, находящихся в группе планируется от 7 до 10 человек. Группа
формируется по желанию родителей.
Режим занятий.
Разработанная программа рассчитана на 64 занятия - по 2 занятия в неделю (с сентября по
май) продолжительностью 25 минут с 10 – минутными перерывами.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).
Форма обучения: очная, дневная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах,
самостоятельная работа.
Виды занятий: беседа, сказка, занятие-игра, игра-путешествие, КВН, наблюдение,
праздник.
Формы подведения итогов реализации программы.
После завершения обучения в группе подготовки в школе проводится итоговая
аттестация:
проведение «Праздника будущих первоклассников» совместно с родителями.
Способы определения результативности:
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста;
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с
4

помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению
программы, выступают педагог и педагог-психолог.
Цели программы:
- создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
- подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
- формирование положительного отношения к школе.
Задачи программы:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения,
стремление к активной деятельности и творчеству;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе,
желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к
людям;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию
предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному
развитию ребёнка.

II. Учебно-тематический план
№
Количество
п/п
часов
Название
раздела,
темы
всего
теория
Курс «От слова к букве»
1.
Добуквенный период 7
2.
Буквенный период
25
Промежуточная
аттестация
32
Итого
Курс «Математические ступеньки»
1
Признаки предметов.
Пространственные и
12
временные
представления.
2
Простейшие
4

Формы
промежуточной
и
итоговой аттестации
практика

3
8

4
17

-

-

11

21

4

8

1

3

Диагностическая
работа

5

геометрические
фигуры
3
Числа от 1 до 10.
Сложение
и
вычитание
чисел. 16
Решение
простых
задач.
Промежуточная
аттестация
32
Итого
Итоговая аттестация по
программе
«Школа
развития»

5

11

Диагностическая
работа
10

22
«Праздник будущих
первоклассников»

III. Содержание программы курса.
«Раз – ступенька, два - ступенька…»»
(развитие математических представлений)
Признаки предметов. Пространственные и временные представления.
(12 часов)
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху
– снизу, внутри – снаружи, до – после.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. Решение простых задач. (16 часов)
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из
целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование
следующего
числа
путем
прибавления
единицы.
Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на числовом
отрезке. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
6

Простейшие геометрические фигуры. (4 часа)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке,
ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых
линиях.
К концу обучения по программе «Игралочка – ступенька к школе»
предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций,
формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или
нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины,
ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике,
многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур
из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой
бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти
нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.
Содержание программы курса
по Е.В.Колесниковой
7

«От А до Я»
(развитие речи и обучение грамоте)
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного
подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются
различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические,
на основе которых происходит развитие связной речи.
Основная задача программы «От А до Я» - обучение дошкольников элементам
грамоты:

сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления,
понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся,

дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами
интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают
смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся
со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному
вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным
характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и
качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава
предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы
нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной
предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными
умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта,
выделяются:
 зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
 пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
 слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
 сенсомоторные координации,
 точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину
дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и
достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных
средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на
основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от
потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и
возможностей детей.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. артикуляционная / речевая гимнастика,
2. повторение прошлого материала / дополнение или продолжение,
3. новый материал:
8



звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове,
слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
 буква, её образ и графическое написание
 составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
 составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
 дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм
языка,
 фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,
сравнительный, количественный и качественный анализ слова;
4. подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и
самооценка.
IV. Требования к уровню подготовки.
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты.
(по Колесниковой Е. В.)
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах
общения:
 умение ориентироваться в содержании этого общения,
 выполнять поручения.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной
действительности:
 о слове, слоге, звуке, ударении (без определения),
 о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий,
звонкий, глухой),
 о выразительных средствах речи.
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи,
активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

наличие у него представления о модели и процессе моделирования,

способность комментировать свои действия, анализировать проделанную
работу.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках
общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые
согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы.
Подготовительный:
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные
звуки
 интонационное выделение заданного звука в слове
 графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
 деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
 знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех
занятий)
9



понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный
квадрат
 определение места звука / буквы в слове
 обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение
букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех
занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
 алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
 понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
 гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и
графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
 чтение слогов с изученными звуками и буквами
 составление и чтение слов из знакомых букв
 работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове,
графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
 гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
 графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости:
 звуковой (фонетический) анализ слова
 понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
 переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
 закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
 переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки
артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на
расширение словарного запаса.
Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа развития» у старшего дошкольника
сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных
(регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные
результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной
подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;

10

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной
подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее
по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
11

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе
Критерии оценки эффективности:
- снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного)
подхода к учащимся;
- включение родителей в образовательный процесс.
V. Обеспечение.
Материально – техническое обеспечение
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).
Средства, необходимые для реализации программы:
 учебно-тематическое планирование;
 рабочие тетради;
 прописи;
 наглядные пособия, предметные картинки ;
 счетный материал;
 схемы звуков, слов, предложений;
 музыкальные записи, сказки;
 иллюстрации сказок, сказочные персонажи;
 геометрические фигуры;
 карточки с цифрами;
 игрушки;
 листы бумаги, цветные карандаши.
 ИКТ
 Мультимедийные презентации.
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная
наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток музыкальное сопровождение.
Кадровое обеспечение:
занятия проводит учитель начальной школы, работающий в 4 классе, т.к. именно он будет
работать в 1 классе.
Методические материалы.
VI.

Формы аттестации и контроля, оценочные материалы.
12

Педагогическая диагностика
Фамилия Имя ребенка_______________________________________
Восприятие.
№ 1. «Найди квадрат».
 Очень хороший результат, безошибочно найдены все фигуры или допущена 1
ошибка.
 Средний результат, допущены 2 – 3 ошибки с фигурами, имеющими искажение
прямого угла.
 Низкий результат, большее число ошибок, среди них неправильно опознаны
прямоугольники.
 Очень низкий результат, не понимается определение квадрата, хаотично
называются любые фигуры.
№ 2. «Многозначные рисунки».
 Хороший уровень восприятия.
 Низкий уровень.
Зрительно – моторная координация.
№ 3. «Копирование письменных букв».
1 – четко скопирован образец. Размер букв не превышает эталон более, чем в 2 раза.
Предложение разделено на три слова. Отклонение записи от горизонтальной линии не
более 30 градусов.
2 – то же самое, но размер букв и отклонение от горизонтальной линии превышает
указанные границы.
3 - можно четко разобрать хотя бы 4 буквы образца и хотя бы одно слово в записи явно
выделено.
4 – сохраняется запись в строку, но нет разбивки на слова, и хотя бы 2 буквы совпадают с
образцом.
5 – каракули.
№ 4. «Копирование группы точек».
• • •
• •
•
• • •
1 – высокая точность срисовывания. Рисунок параллелен эталону. Допускается
незначительное отклонение точки от строки или колонки. Возможно изменение размера
образца (увеличение не более, чем в 2 раза).
2 – верно зарисован узор из точек, но расстояние между ними искажено не более, чем в
ползазора, и не более, чем в 3 – х случаях.
3- не соблюдено число точек ( их может быть не более 20 и не менее 7), размеры узора
искажены не более, чем вдвое, возможно любое отклонение узора от параллельной
проекции эталона.
4 – узор не соответствует образцу, но состоит из точек.
5- каракули.
Внимание.
№ 5. «Тест переплетенных линий».
 Высокая устойчивость – равномерный темп выполнения, 8 сек на каждую линию,
отсутствие ошибок 9время – 1 мин.20сек и меньше).
13

 Средняя устойчивость – без ошибок, время в пределах 1,5 – 2 мин (или 1 – 2
ошибки, но быстрее темп).
 Низкая устойчивость, 3 и более ошибки за то же время.
№6. «Поиск образцов».
Уровень произвольной регуляции.
№ 7.»Домик».
0 – без ошибок – высокий результат.
1 – 2 – 1 – 2 ошибки – средний результат.
4 – более 4 – х ошибок – слабое развитие произвольного внимания.
№ 7. «Графический диктант Эльконина».
•

5 – безошибочный диктант.
3 – 1 – 2 ошибки.
2 – больше ошибок.
1 – если ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.
№ 8. «Палочки и крестики».
1 + 1 + 1 - 1 + 1 + 1 - 1 + 1

5 – точно следует инструкции, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, делает
аккуратно.
4 – делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится
о качестве выполнения работы, не стремится к успеху.
3 – безразличен к результату работы, не стремится исправить ошибки, не следует
инструкции.
2 – выполняет работу хаотично.
Память.
№ 9. «Узнавание фигур».
Очень высокий – 9 фигур узнаны верно.
Норма – 7 – 8 фигур.
Низкая норма – 6 фигур.
Низкий результат – меньше 6 фигур.
№ 10. «10 слов».
Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед.
В норме: дети запоминают с первого раза 4 – 5 слов, а все 10 через 3 – 5 повторов.
Мышление.
№ 11. «Составь квадрат».
 Очень высокий результат – складывает все 4 квадрата ( на каждый по 3 мин)
 Хороший результат – 3 квадрата .
 Средний результат – 2 квадрата.
 Очень низкий результат – ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.
14

№ 12. «Рисунок человека».
5 – очень низкий (головоног).
4 – низкий – есть голова и туловище, хотя бы 1 пара конечностей (нарисованных без
объема – чертой – линией). Рисунок крайне примитивный.
3 – удовлетворительный – голова, туловище, все конечности объемные, могут
отсутствовать волосы, шея, пальцы, ступни.
2 – средний – хороший, детальный рисунок человека (есть детали, голова, лицо, пальцы
рук, одежда мужская и ее элементы), но фигура составлена из отдельных частей.
1 – хороший – соблюдение пропорций, хорошо детализированное изображение лица,
фигуры, одежды (чем больше детализация, тем лучше), может быть передано движение,
сгибы суставов, эстетическое оформление рисунка.
Итоговая аттестация
«Праздник будущих первоклассников» (совместно с родителями)
Действующие лица: ведущий, 2 бабы-яги, учащиеся 4 класса
Звучат фанфары
Ведущий:
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете:
Музыку слышно, улыбки и смехШкола открыла двери для всех.
И не грустите, девчонки, мальчишки,
По играм, затеям, по сказочным книжкам.
В школьной жизни детство не кончается,
Детство и здесь продолжается.
Ведущий: Посмотрите на тех, кто справа, слева, позади вас. Посмотрите вокруг себя,
улыбнитесь всем. Когда человек улыбается - это значит, что ему хорошо. А еще улыбка
говорит нам о том, что у нас хорошее настроение.
Звучат «Частушки Бабок Ёжек»
Вбегают две бабы Яги:
1Баба-яга Ой, сестрица, погляди,
Что за митинг впереди?
Ну, и знатная тусовка,
Сердце замерло в груди!
2Баба-яга Эта школа, как магнит,
Всех она к себе манит!
То ль намазанная медом...
То ли почва здесь фонит?
1Баба-яга Трудно нашему уму,
Разобраться, что к чему...
Так мила вам эта школа,
Расскажите, почему?
1 ученик:
15

День сегодня праздничный
Все дети - в гости к нам.
О своей 62 школе своей
Расскажем немного мы вам.
2 ученик:
Мы расскажем по порядку,
Чем вас могут здесь занять.
Вы же только успевайте
Всё в блокноте помечать.
3 ученик:
Педагоги здесь, что надоТолько творческий подход!
Силы, времени, вниманья
На учебный хватит год.
4 ученик:
К нам приходят дошколята
(Многим нет еще семи),
И они здесь успевают
И учиться и расти!
5 ученик:
Что же учат на уроках
Ваши детки с ранних лет?
Уж диктантов и контрольных
Для первоклашек точно нет.
6 ученик:
Когда мы к русскому привыкли,
От жизни чтобы не отстать,
Стали изучать другой язык,
Чтоб иностранцев понимать.
Английский со второго класса
Учить заставила судьба.
Учим слов тяжёлых массу,
Стирая пот рукой со лба.
7 ученик:
В школе жизнь течёт ручьём.
Лепим, вяжем, вышиваем,
Книжки умные читаем.
Мы танцуем и поём,
В общем, весело живём!
8 ученик:
В нашей школе не придется
Детям вашим заскучать Столько дел после учебы Не поймешь с чего начать!
Сколько знают песен, танцев Хоть и ночью разбуди.
16

Самодеятельность в школе
Всей планеты впереди.
Песня «Мы маленькие дети» (Из кинофильма «Приключения Электроника»)
9 ученик:
Это - выставка рисунков.
Посмотрите, как легки
Взмахи кисти при поддержке
Точной мастерской руки!
10 ученик:
Мы рисуем с увлеченьем!
Шьём игрушки малышам,
Приходите к нам учиться,
Только, чтобы не лениться!
11 ученик:
Наши праздники запомнишь Игры, танцы, маскарад,
Шутки, смех у самовара
И призы для всех ребят.
12 ученик:
Шустрые, спортивные,
Смелые, активные,
Сообразительные, любознательные,
Очень привлекательные!
Умные, красивые,
Лукавые, счастливые,
Вот какие у нас ребята!
13 ученик:
Вот такие увлеченья
Предложить мы можем вам.
Не теряйте время даром,
Запишитесь в школу к нам!
14 ученик:
Если только захотите,
Попросите пап и мам
В августе, после каникул
Вас привести учиться к нам!
1 Баба-яга Что ты скажешь мне сейчас,
Не пойти ли в 1-й класс?
2Баба-яга Вижу я, что ента школа
Очень гениальная,
Но еще меня волнует
База матерьяльная.
1Баба-яга Знаю, здесь библиотека
С прошлого, однако, века,
17

Книг здесь и не сосчитать
Их за век не прочитать!
2Баба-яга А еще здесь бассейн,
Дети плавать учатся,
Укреплять здоровье чтоб,
Не болеть, не мучиться.
1Баба-яга А в столовой пироги
Вкусные да свежие,
Лучше пищи для Яги
Ну, найдете где же вы?
2Баба-яга Пора приниматься за дело! Смотри, сколько у нас новобранцев! И все они
хотят школьные премудрости постигнуть.
1Баба-яга А у меня есть интересный цветок с разными лепестками. Этот цветок
необычный, каждый лепесток имеет своё значение – в нём собраны все качества,
которыми должен обладать ученик. Мы подарим его учителям, а они проведут с вами
весёлые уроки. Ну, а мы уж поглядим, что вы умеете и знаете, и пора ли вам в школу?
Ведущая: Ребята, вы, наверное, все хотите учиться в школе, правда ведь? (Да!) Но
прежде чем идти в школу, надо свой рюкзак собрать. А что туда кладут? Сейчас мы будем
спрашивать, а вы отвечайте «да» или «нет».
1.
В рюкзак положим книжку? (Да!)
2.
И плюшевого мишку? (Нет!)
3.
Возьмем с собою ручку? (Да!)
4.
И, может, с неба тучку? (Нет!)
5.
Положим спелый апельсин? (Нет!)
6.
А продуктовый магазин? (Нет!)
7.
Возьмем с собой линейку? (Да!)
8.
И птичку-канарейку? (Нет!)
9.
В рюкзак кладем тетрадку? (Да!)
10. А также шоколадку? (Нет!)
11. Еще положим мы улыбку и успех? (Да!)
12. Веселый и задорный детский смех? (Да!)
Ведущая: Ну вот, рюкзаки наши собраны. Теперь надо в школу поспешить. Утром
приходится рано вставать, а так хочется полежать лишнюю минутку… И потом, чтобы не
опоздать на урок, приходится очень торопиться.
Ведущая: Сейчас мы проведем эстафету. Она называется «Кто быстрее». Вам нужно с
рюкзаком за плечами обежать вокруг стула, вернуться в команду и передать рюкзак
следующему игроку. Участвовать будут 2 команды по 10 человек. А сейчас мы выберем
желающих.
Ведущая:
Ну что, команды, вы готовы? (Да!) А погромче? (Да!) Тогда на старт…
внимание… марш!
1 лепесток – память.
18

Ведущий: У ученика должна быть хорошая память?
Давайте вспомним всеми нами любимые русские народные сказки.
Сказки просят –
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке… «Колобок».
А дорога далека,
Акорзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. «Маша и медведь».
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В яме из копытца! «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… «Петушок – золотой гребешок».
Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то! «Волк и семеро козлят».
Игра «Запомни своё место»
Дети встают в круг, запомнили своих соседей, с кем вы рядом стоите. Сейчас зазвучит
музыка, мы будем гулять по классу. Как только музыка остановится, вы должны встать на
своё место.
2 лепесток - мышление.
Ведущий: Предлагаем вам подумать, порассуждать над нашими задачками.
1.В снег упал Серёжка,
А за ним – Алешка,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
2. Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь?
3. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Помогите вы Танюшке
Сосчитать её игрушки!
4. Пять ворон на крышу сели,
19

Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Ведущий: Молодцы, ребята! Продолжаем развивать наше мышление. Поиграем в игру
«Третий лишний». Я называю 3 предмета, а вы говорите какой из них лишний.
Яблоко, вишня, помидор.
Корова, коза, щука.
Шапка, шарф, кепка.
Карандаш, стакан, ложка.
Сумка, кастрюля, чемодан.
Колбаса, молоко, пила.
Телевизор, диван, холодильник.
Кошка, собака, волк.
Ведущий: А сейчас предлагаю вам отдохнуть на веселой физминутке.
3 лепесток – знаний.
- Мы вам загадаем загадки, а отгадки вы увидите на экране.
1. Я в линейку, я и в клетку
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу
Быть отличником хочу.
(тетрадь)
2. В этой узенькой коробке
Что угодно для души:
Ручки, ластики, точилка,
И цветные карандаши.
(пенал)
3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
4. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
(портфель)
5. Угадай, что за вещица
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядкеНа листах твоей тетрадки.
(ручка)
6. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(мел)
7. Любим нос везде совать:
20

И чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами.
(карандаши)
8. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)
4 лепесток – ловкость.
Будем танцевать
Танец «Капитошка»
5лепесток –воображение.
Ведущий: игра «Геометрические фигуры в предметах»
Перед вами 4 геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Задание: в каких предметах мы можем увидеть эти фигуры.
6 лепесток - внимание.
Приготовьтесь-ка, ребятки!
Соберитесь-ка с умом.
Я прочту стихи-загадки,
Очень хитрые при том.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто ватагою весёлой побежит припрыжкой в школу? ...
- Кто будет хранить в порядке книжки, ручки и тетрадки? ...
- Кто будет являться в класс с опозданием на час? ...
- Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру? ...
- Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей? ...
- Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах? ...
- Кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать? ...
7 лепесток - вежливость. Давайте проверим, как вы знаете вежливые слова.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
- Зеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день)
- Если больше есть не в силах, поварам скажи … (Спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (Здравствуйте)
- Когда бранят нас за шалости, говорим… ( Прости пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорим… (До свидания)
Ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями .
Пусть те качества, которые написаны на цветике-семицветике, помогают вам в учебе.
Ученик 4 класса
Я учусь в четвертом классе,
Свою школу я люблю.
Как приду, всем сразу: «здрасте»,
21

На весь класс я прокричу.
Я учу всегда уроки,
И в кружки еще хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
И люблю я здесь учиться,
И пятерки получать.
А еще после каникул,
Быстро в школу вновь шагать.
- А вы знаете, зачем мы ходим в школу?
Ведущий: На этот вопрос ответят песней ученики 4 класса.
Песня «Школьный рэп»
Ведущий: А сейчас мы послушаем выступление деток, которые ходили к нам на «Школу
развития». Они подготовили стихотворение «Что ждет меня в школе».
1.Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа, лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!
2."Скоро в школу я пойду!" Я всем об этом говорю.
Прохожему на улице,
Петуху и курице,
Бабушке на лавочке и сестрёнке Галочке.
Мне уже портфель купили,
Ручки и тетради.
Позаботились мы с мамой
Даже о наряде!
3.С нетерпеньем жду тот час,
Когда пойду я в первый класс!
Хотя почти я ученик,
Но к школе всё же не привык.
Всё для меня тут непривычно новое,
Чужое, незнакомое…
Но я совсем и не боюсь
Я улыбаюсь и храбрюсь
И знаю лишь одно Всё будет хо-ро-шо!
Ведущий: - Молодцы!
Ведущий: Внимание! Я вам загадаю загадку.
22

Кто у нас за всё в ответе? Вкусно кормят ли в буфете?
Как, чему ребяток учат? Как ремонт устроить лучше?
Где бы спонсора найти, чтобы парты оплатить?
Знайте, в каждой школе это человек один …
Все: Директор!
Ведущий: Слово предоставляется директору школы.
Поздравление детей и вручение свидетельств об окончании «Предшкольной
подготовки»
Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Вперед, ребята, для вас сегодня зажегся
зеленый свет в страну Знаний, где живут веселье и радость, школа и друзья, педагоги и
родители, где будете жить и учиться вы и всегда с вами будет открытое и любящее сердце
учителя.
Финальная песня «Про школу».
Анкета №1
ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ
РЕБЕНКУ?

Все ли Вам нравится в вашем ребенке?

Слышите ли Вы, что ребенок говорит?

Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

Поправляете ли Вы речь малыша?

Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли Вы малыша?

Смеетесь ли вместе с ним?

Отводите ли каждый день время для чтения ребенку?

Часто ли Вы обнимаете ребенка?

Играете ли вместе?

Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?

Знаете ли Вы любимую сказку, книгу, спектакль Вашего малыша?

Ходите ли Вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?

Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в
компьютерные игры?

Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной
книги?

Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем
он успеет открыть рот?

Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?

Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
КЛЮЧ. Варианты ответов:
«Да, почти всегда» – 4 балла
«Иногда, может быть» – 2 балла
«Нет, никогда» – 0 баллов
23

КОЛИЧЕСТВО ВАШИХ БАЛЛОВ.
От 80 до 60. Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие
взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе.
От 60 до 30. Очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же
умудряетесь выкроить время для своего малыша.
Меньше 30. Вам стоит задуматься и уделять немного больше внимания
ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее.
Анкета №2
«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
(Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. – М: ТЦ «Сфера»», 1998)
1.
1.Психологическая
и
социальная
соответствующее утверждение)
А) Желание учиться в школе.
1)
Ребѐнок хочет идти в школу.
2)
Особого желания идти в школу пока нет.
3)
Идти в школу не хочет.

готовность

к

школе

(выбрать

Б) Учебная мотивация.
1)
Ребѐнок осознаѐт важность и необходимость учения, собственные цели учения
приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2)
Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона
учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.)
3)
Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит.
В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.
1)
Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию,
понимаетеѐ смысл, адекватно ведѐтсебя.
2)
Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неѐ не
всегда или не совсем адекватны.
3)
Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в
понимании ситуации.
Г) Организованность поведения.
1)
Поведение организованное.
2)
Поведение недостаточно организованное.
3)
Поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым
уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым
уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
24

1.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. А)
Фонематический слух, артикуляционный аппарат.
1) Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна,
отчѐтлива.
2) В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения
(необходимо обследование логопеда).
3) Ребѐнок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б) Мелкие мышцы рук.
1) Рука развита хорошо, ребѐнок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребѐнок работает с
напряжением.
3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.
1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен,
ловок.
2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,
координации движений, недостаточно ловок.
3) Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж,
малоподвижен.
Г) Координация в системе «глаз-рука».
1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру),
зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2) Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с
незначительными искажениями.
3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния,
допускаются грубые искажения.
Д) Объѐм зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинка
– нелепицах, в картинках со множеством контуров).
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей.
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым
уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
1.
3. Развитие познавательной деятельности.
А) Кругозор.
1)
Представления о мире достаточно развѐрнуты и конкретны, ребѐнок может рассказать
25

о стране, городе, в котором живѐт, о животных и растениях, временах года.
2)
Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3)
Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем достаточно
отрывочны, бессистемны.
Б) Развитие речи.
1)
Речь содержательна, выразительна, грамматически правильная.
2)
Ребѐнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются
отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3)
Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок
(нарушены согласования, порядок слов, не закончены предложения).
В) Развитие познавательной активности, самостоятельности.
1)
Ребѐнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не
нуждается в дополнительных внешних стимулах.
2)
Ребѐнок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется
внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов узок.
3)
Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается,
любознательность не проявляется.
Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение,
установление закономерностей).
1)
Ребѐнок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого,
точно и ѐмко обобщает его в слове, видит и осознаѐт тонкие различия при сравнении,
обнаруживает закономерные связи.
2)
Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных
связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3)
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого,
ребѐнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного
задания.
4)
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного,
установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с
трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д) Произвольность деятельности.
1)
Ребѐнок удерживает цель деятельности, намечает еѐ план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до
конца.
2)
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности
преодолевает только при психологической поддержке.
3)
Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в
процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за
26

возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е) Контроль деятельности.
1)
Результаты усилий ребѐнка соответствуют поставленной цели, он может сам
сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2)
Результаты усилий ребѐнка частично соответствуют поставленной цели,
самостоятельно ребѐнок не может видеть это неполное соответствие.
3)
Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребѐнок не видит
этого несоответствия.
Ж) Темп деятельности.
1)
Соответствует средним показателям возрастной группы.
2)
Ниже средних показателей возрастной группы.
3)
Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым
уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются четвѐртым уровнем при оценке
большинства показателем третьим.
Анкета №3
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ЧТЕНИЮ?"
Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем
успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения.
Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других
способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать.
За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.
1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
2. Способен ли их пересказать?
3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
8. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
9. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
10. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
11. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
12. Он понимает смысл большинства сложных слов?
27

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Чтение для него приносит удовольствие?
Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?
У Вашего малыша нет логопедических проблем?
Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями?
Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
Ваш малыш с радостью учится читать?
Ваш малыш знает много стихов и песен?

Если сумма баллов составила:
15-20 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению
читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и
возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из
книг.
10-14 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к
чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый.
Ребенок не спешит учиться читать.
Менее 10 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на
школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими
картинками и умным содержанием.
Анкета №4
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ПИСЬМУ?"
Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы
родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и
уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать
навыками письма.
1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
а) всегда;
б) от случая к случаю;
в) никак не может запомнить.
2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?
а) с неохотой, но приступив, увлечется;
б) с огромным удовольствием;
в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.
3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:
а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
б) оригинальностью, некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и четкостью линий.
4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
а) держит ее, как взрослый;
б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит еѐ непривычным образом, порисует уверенно.
5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:
28

а) буквы и предметы соответственно предложенному образу, соблюдая размеры и форму;
б) изображая с небольшими неточностями;
в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.
6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
а) часто, почти всегда;
б) иногда;
в) никогда, очень редко.
7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:
а) замечательные поделки;
б) примитивные и очень неаккуратные поделки;
в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.
8. Вы считаете, что Ваш ребенок:
а) рассеян, но старается быть аккуратным;
б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.
9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
а) его ловкости можно позавидовать;
б) у него неплохо получается;
в) постоянно путается, совершенно неуклюж.
10. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Выкупили:
а) мозаику или конструктор;
б) книгу для раскрашивания;
в) куклу, машинку.

1
А3
Б2
В1

2
2
3
1

3
1
2
3

4
3
1
2

5
3
2
1

6
1
2
3

7
3
2
1

8
2
1
3

9
3
2
1

10
2
3
1

Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.
10-15 баллов
Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его
руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо
рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у
ребенка.
16-25 баллов
Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего
ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические
занятия.
26-30 баллов
Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация
графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех
при письме.

29

VII. Интернет- ресурсы
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
Сайт для воспитателей и учителей http://detsadmickejmouse.ru/
VIII. Список литературы.
Рекомендуемая
литература
для
проведения
собраний,
индивидуальных
консультаций с родителями будущих первоклассников
1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,
1996г.
2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и
психолога.
М., Просвещение, 1992 г.
4. Парамонова Л., Головлёва Н. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
5. Фромм А. Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.
Рекомендуемая литература для родителей и учителей начальных классов по
вопросам подготовки детей к школе
1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа»,
2000
2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г
3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000
г.
4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.
5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
6. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
7. Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».
Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с
художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В.
Аджи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009 г.
9. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
г.
10.Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Ювента», 2016.
11. Л.Г. Петерсон иЕ.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе». Математика для
детей 6-7 лет. Часть 4 (1, 2)М.: «Ювента», 2016.. 12.Парциальная образовательная
программа математического развития дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е.
Кочемасова. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. — 80 с.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
14.У. М. Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва:
Творческий центр, 2010 г.
30

15. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский
институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов
отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
1. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва :
Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
2. Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
3. Е. В. Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство
«ЮВЕНТА», 2011 г.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь.
Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001 г.
6. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
7. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».