Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372) утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5» от 30.08.2023 г. № 167 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 классы) на 2023-2024 учебный год План внеурочной деятельности начального общего образования на 2023-2024 учебный год Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Во ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную. Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения: разработано Положение о внеурочной деятельности; составлен перечень программ внеурочной деятельности; осуществлён подбор кадров для проведения внеурочных занятий; разработано Положение о рабочих программах; разработаны рабочие программы внеурочной деятельности; материально-техническое оснащение внеурочной деятельности в основном соответствует требованиям ФГОС; Происходит постоянное информирование родителей о системе внеурочной деятельности; составлено расписание внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МБОУ "ООШ № 5" обеспечивает введение в действии и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности на уровне начального общего образования. При разработке плана использовались следующие нормативноправовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "(с изменениями и дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28 января 2021 г. № 2. - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2022 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Основная образовательная программа НОО МБОУ "ООШ № 5". Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования: План обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Характеристика нового содержания, структуры, организации внеурочной деятельности. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования — безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в МБОУ " ООШ № 5" решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей. Направления внеурочной деятельности: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию. 7. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. 8.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном". Планируемые результаты: - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - воспитание уважительного отношения к своему поселку, школе; - получение школьником опыта самостоятельного социального действия; - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; - воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; -формирование чувства гражданственности, патриотизма, правовой культуры; - приобретение социального опыта. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие "Разговоры о важном". Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. План внеурочной деятельности начального общего образования (недельный) Направление внеурочной деятельности Наименование программы Всего Количество часов в неделю по классам I II III IV 1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Разговоры о важном 1 1 1 1 4 2. Коммуникативная деятельность Смысловое чтение С информатикой на «ты» 1 1 1 1 4 1 1 4. Интеллектуальные марафоны Мир деятельности 1 1 5."Учение с увлечением!" Логические задачи Занимательный русский язык Школьный театр «Веселые картинки» 1 1 3. Информационная культура 6. Художественно-эстетическая творческая деятельность 2 1 1 1 4 1 1 1 7. Спортивно-оздоровительная деятельность ЮИД 1 1 1 3 8. Проектно-исследовательская деятельность Эколята 1 1 1 3 1 1 1 1 4 6 7 7 7 27 6 7 7 7 27 "Орлята России" Недельный объем внеурочной деятельности Итого к финансированию План внеурочной деятельности начального общего образования (годовой) Направление внеурочной деятельности Наименование программы Всего Количество часов в неделю по классам I II III IV 1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Разговоры о важном 2. Коммуникативная деятельность Смысловое чтение 3. Информационная культура С информатикой на «ты» 4. Интеллектуальные марафоны Мир деятельности 33 5."Учение с увлечением!" Логические задачи Занимательный русский язык Школьный театр «Веселые картинки» 33 34 34 6. Художественно-эстетическая творческая деятельность 33 34 34 33 34 34 34 135 34 135 34 34 34 67 34 34 135 34 33 33 7. Спортивно-оздоровительная деятельность ЮИД 34 34 34 102 8. Проектно-исследовательская деятельность Эколята 34 34 34 102 33 34 34 34 135 "Орлята России" Итого к финансированию 198 238 238 238 912