Риторика 1-4 классы

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Риторика»
для обучающихся 1-4 классов

с. Большое Трифоново

Пояснительная записка
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации
поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать
коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в
разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит
перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов
российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет
восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому,
что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,
затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как
инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи
формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет
способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…>
состава российского общества».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского
коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го – 1ч в неделю (33ч), со 2
по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени
составляет 135 часов.

I. Планируемые результаты
В процессе изучения, обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения
и позиции, умение задавать вопросы.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
–
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке, в
школе, в
быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;
–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
пересказывать текст от другого лица;
–
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
–
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
–
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
–
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
–
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех
видов текстов);

–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
–
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

–
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
–
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
II. Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О
чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и
заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как
смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).
Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат)
– что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один –
один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных
слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена
слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описаниезагадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы
услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания
(повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к
непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений,
изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила
пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного
материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации
для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с
использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь
синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения
вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты
(научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как
разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях
своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего
и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды
обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай
так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и
т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия,
чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны,
восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

III. Тематическое планирование
1 класс

Тема урока
№
урока

1

2
3,4
5

Количество
часов

ОБЩЕНИЕ (I часть – 19 часов)
Речь в жизни человека. Знакомство с учебной
тетрадью.

1

Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной
тетрадью.
Учимся вежливости. Приветствуем в
зависимости отадресата, ситуации общения.

1

Вывески, их информационная роль.

1

2

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
МЫСЛИ, ЧУВСТВА
6,7

8

Слово веселит. Слово огорчает. Слово
утешает. Удивляемся, радуемся,
огорчаемся.
Давайте договоримся

2

1

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
9

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1

10, 11

Устная речь. Громко–тихо.

2

12

Быстро–медленно.

13

Узнай по голосу.

14

Правила разговора по телефону.

15

.Несловесные средства устного общения: мимика и 1
жесты

16

Прощаемся в разных ситуациях общения.

17

Правила вежливого поведения во время разговора. 1

18

Благодарим за подарок, услугу.

1

19

Повторение и обобщение.

1

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

1

1
1

1

Дата

20, 21, Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема
22, 23 текста).
Заголовок. Разные заголовки.
Извинение.
24

4
1

25

Очень важные слова.

1

26

Знакомые незнакомцы.

1

27

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1

28, 29

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Абзацы.

2

30, 31

Как построен текст.

2

Обращение.

1

Повторение и обобщение.

1

32
33

2 класс
Тема урока
№
урока

1

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Проверь себя. (Повторениеизученного в 1-м
классе.)

Количество
часов

1

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
1

3

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации:
кто(адресант) – кому (адресат) что (содержание
высказывания)
Говорит–пишет.

4

Твои речевые роли.

1

2

КАК МЫ ГОВОРИМ
5

Темп. Громкость. (Повторение.)

6

То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

7

Настроение, чувства и тон говорящего.
Мимика, жесты, поза.

1

Дата

8

Говорящий взгляд.
УЧУСЬ СЛУШАТЬ

9

Мы слушаем – нас слушают.

1

10

Сигнал принят, слушаю!

1

11

1

12

Слушаем и стараемся понять, выделяем
непонятное.
Слушаем, как говорят.

1

13

Слушаем на уроке, слушаем целый день!

1

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
14

Вежливая просьба.

1

15

Скрытая просьба.

1

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
16

О чём нам говорит шрифт.

1

17

Рисунки, иллюстрации,таблицы, схемы…

1

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
18

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.)

1

19

Опорные слова.

1

ПЕРЕСКАЗ
20

Подробный пересказ.

1

21

Краткий
пересказ.

1

22

План.

1

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
23

Согласие или отказ.

1

24

Отказывай, не обижая.

1

25

Ответы на отказ.

1

ТИПЫ ТЕКСТОВ

РАССУЖДЕНИЕ
26

Рассуждение.

1

27

Примеры в рассуждении.

1

28

Ссылка на правило, закон.

1

29

Точные и неточные объяснения.

1

ОПИСАНИЕ
30

Описание, признаки
предмета.

1

31

Описание в объявлении,
загадки-описания, сочини загадку.
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

1

32

Было или придумано, части рассказа.

1

33

Хочу вам рассказать.

1

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
34

Чему мы научились на уроках риторики?

1

3 класс
№
Тема урока
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА (4 часа)
Проверь себя.
Что мы помним о речевой ситуации.
Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.)
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (5 часов)
Неподготовленная речь.
Подготовленная речь.
Приёмы подготовки.
Говорим подробно, кратко.
Говорим подробно, кратко.
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) (1час)
Похвала (комплимент).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ (2 часа)
Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Дата

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29

30
31

32
33
34

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (3 часа)
Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.

1ч

Как исправить текст? (Правка текста.)
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)
Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова.
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (2 часа)
Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог.
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ (3 часа)
Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно!
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА (4
часа) Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе.
Кратко о книге (аннотация).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… (2 часа)
Поздравляю кого?
С чем? Как?
Желаю кому?
Чего? Как? С
днём рождения!С
Новым годом!
С праздником 8 Марта!
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (2
часа)
Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ (3
часа)
Сравни и скажи.
Правила сравнения.
Как строятся сравнительные тексты.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ (1 час)
Риторический праздник.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

4

класс

Тема урока
№
урока

1-2

Количество
часов

ОБЩЕНИЕ (10 часов)
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для
чего …ты общаешься.

2ч

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное
несловесное средство общения).
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы.

2ч

7-8

Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь,
утешить – поддержать.

2ч

9

Какой я слушатель.

1ч

10

Я – читатель.

1ч

3-4
5-6

2ч

ТЕКСТ (12 часов)
11

Типы текстов.

1ч

12

Яркие признаки текста.

1ч

13

Абзацные отступы, завершающий абзац.

1ч

14
15

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

1ч
1ч

16

Знаки-символы и знаки-копии.

1ч

17

Опорные конспекты.

18
19

20

Составляем опорный конспект.
Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

21

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

22

Вступление и заключение.

1ч

23-24

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (8 часов)
Словарная статья.

2ч

25-26

Рассказ. Хочу рассказать.

2ч

27

Служба новостей, что такое информация.

1ч

28

Газетная информация, факты, события и отношение к
ним.

1ч

1ч
1ч

1ч

Дата

29

Информационные жанры: хроника, заметка.

1ч

30

Подпись под фотографией.

1ч

ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)
31

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

1ч

32

Речевые жанры.

1ч

33

Этикетные жанры и слова вежливости.

1ч

34

Этикетные диалоги, речевые привычки.

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».