Практическая география 5-6 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
5 – 6 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Практическая география» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Данная программа реализуется на основе начального курса физической географии «Введение в географию».
Программа предназначена для 5 - 6 класса, так как, часто ученику очень трудно усвоить некоторые географические вопросы, так как они ещё не
изучаются по другим предметам и выдать новый материал по географии за 1 час в неделю очень сложно.
Например, так как на математические знания опирается целый ряд географических тем, таких как «План и карта», «Атмосфера», то ученикам
довольно сложно усваивать географические знания с применением математических операций, тем более, если математические операции необходимые
для усвоения географических знаний ученики еще не изучали. Самой большой сложностью для учеников в географии является изучение географических
координат.
В математике координатная плоскость изучается в III четверти, а в географии в начале курса, поэтому ученикам довольно сложно представить
координатную плоскость, а еще сложнее объяснить и научить определять координаты.
Другая проблема возникает при изучении темы «Атмосфера». Изучение этой темы сопровождается практическими работами, связанными с
анализом, чтением, построением графиков, например суточного хода температуры воздуха. В математике графики изучаются в III четверти, поэтому дети
приходят к нам на урок не подготовленными, и учителю географии приходится объяснять не только географические понятия, но еще и прививать
математические умения. С этой же темой связана и другая проблема: отрицательные температура, которые в той же математике рассматриваются как
отрицательные числа, и тоже в III четверти. Таким образом, ребята не смогут самостоятельно вычислить ни амплитуду температур, ни среднюю
температуру, если в значениях будут появляться отрицательные числа.
Решить данные проблемы позволит курс внеурочной деятельности по предмету география для 5 - 6 класса «Практическая география».
Программа направлена на развитие у учащихся целостного представления о Земле как о планете. Курс посвящен вопросам происхождения, строения
и эволюции нашей планеты и ее отдельных оболочек. Все, живущие на планете Земля, должны знать, как она образовалась, какие геологические
процессы происходят в земной коре, где сосредоточены полезные ископаемые, а так важно понимать географические закономерности и знать почему
ветер дует в ту или иную сторону и в каких пределах будет изменяться атмосферное давление, а так же как высчитать среднюю температуру и учесть
влажность воздуха. Особенно важно сопоставлять географические знания в современной жизни.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 - 6-х классов разработана на основе:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
2. образовании в Российской Федерации»;
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г.№1897;
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Фундаментального ядра содержания общего образования;
6. Примерной программы основного общего образования по географии, разработаннаяРоссийской академией образования по заказу Министерства
образования и наукиРоссийской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Цель программы: создание условий для расширения кругозора развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой
исследовательской деятельности, углубления познавательных интересов обучающихся в области знаний о недрах Земли.
Задачи:
 развивать систему личностных ууд через исследование природы;
 развивать умение работать с географическими картами, решать задачи географического содержания;
 развивать навыки бережного отношения к природе;
 сформировать экологическое сознание, умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности;
 развивать у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной

экологической ситуации.
Планируемые результаты
 Повышение уровня владения ключевыми и предметными компетенциями;
 Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся;
 Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
 Успешная социализация детей с разным уровнем одарённости;
 Самостоятельная разработка, представление, защита и реализация (возможно частичная) интеллектуальных инициатив и проектов,
подтверждающих сформированность культурных и социальных компетенций, уровень потенциала деятельностной самореализации;
 Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном, региональном уровнях.
Личностные, метапредметные результаты освоения
Личностными результатами обучения географии является:
 формирование всесторонне образованной,
 инициативной и успешной личности,
 обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
 ценностных ориентаций,
 идейно- нравственных,
 культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии во внеурочной деятельности обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
 формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции;
 освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному
статусу обучающихся;
 формирование основ социально – критического мышления;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;

 осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
 умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения
своих мыслей и потребностей;
 умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
 умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем,
прогнозирования;
 и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего
решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
 формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
 формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие
одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
 формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
 формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
 овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Форма организации учебного процесса может быть индивидуальной или групповой.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объём материала и режим работы, даёт возможность формировать умение сообща выполнять
работу, использовать приём взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной
безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого
материала. Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между
обучающимися, которые таким образом, становятся активными субъектами собственного учения.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе во внеурочное время. Рабочей программой предусмотрены большие
возможности для самостоятельной работы обучающихся. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических
задач — приобретению школьниками глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения
самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. Один из путей приобщения к самостоятельной деятельности –
это вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность, дающую возможности раскрыть творческие способности школьника.























Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:
знать способы происхождения географических названий, типы географических карт;
знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;
знать, как используются воды в хозяйстве своей местности;
знать основные типы почв области;
знать растения, произрастающие на территории района, их значение;удивительное разнообразие природы Земли.
умение объяснять разнообразие климатов Земли.
знать геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов
Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
уметь определять растения;
знать животных обитающих в области;
принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;
перечислять растения и животных обитающих в районе;
знать известных людей района;
знать, какие достопримечательности признаны в районе памятниками культуры;
уметь:
уметь конструировать географические модели;
показывать на карте Курскую область;
рассказывать о знаменитых людях и природе района;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природы земли, стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска
географической информации из разных источников;
ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
высказывать собственные суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии;



проводить исследования, ставить цели, работать над совместными и индивидуальными проектами.
Содержание курса
«Практическая география»

5 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Раздел 1.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
Выдающиеся географические открытия. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и
Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности рельефа
и природы.
Раздел 2.Измерение расстояний по плану местности
Определение угла. Градусная мера угла. Определение сторон горизонта разными способами. Виртуальные путешествия по азимуту, по плану местности.
Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь). Решение задач на движение по азимутам. Решение задач на определение
масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.Полярная съемка школьного двора
Раздел 3. Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в
численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач
на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.Определение отметок горизонталей на плане. Построение профилей холмов
и впадин.Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических
проекциях.Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических
координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Раздел 4. Оболочки Земли
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Обобщение и контроль усвоения материала по программе. Самоанализы учащихся по работе.
Тематический план
№
Тема раздела
Количество
часов
1 Введение.
1
2 Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
6
3 Измерение расстояний по плану местности
10
4 Источники географической информации
11
5 Оболочки Земли
5
7 Итоговое занятие
1
8 Итого
34

6 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Раздел 1. Измерение расстояний по плану местности
Определение угла. Градусная мера угла. Определение сторон горизонта разными способами. Виртуальные путешествия по азимуту, по плану местности.
Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь). Решение задач на движение по азимутам. Решение задач на определение
масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.Полярная съемка школьного двора
Раздел 2. Измерение расстояний по географической карте
Длина окружности Земли в градусах и километрах. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ отличий
расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.Решение задач на определение антиподов географических объектов.Определение отметок
горизонталей на плане. Построение профилей холмов и впадин.Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
и написанию проектов, поиск информации, теоретического и иллюстративного материала для проектов.
Раздел 3. Измерение расстояний на местности. Рельеф планеты Земля
Определение длинны экватора на глобусах разного масштаба. Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Определение площадей по плану местности разными
способами. Отработка умений характеризовать горы и равнины по плану.Индивидуальная консультационная работа по оформлению проектных работ:
описание и анализ карт, составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Раздел 4. Измерение скорости течения, определение режима рек и солености воды
Сотая доля, тысячная доля. Определение, сравнение и анализ солености воды. Скорость движения тела. Решение задач на определение скорости движение
течения в океане, воды в реке, льда по предложенным данным.Определение длины реки различными способами. Построение графика хода уровня воды в
реке в течение года.Индивидуальная работа по подготовке к защите результатов индивидуальных и групповых проектовРазвитие речи учащихся.
Составление доклада. Беседа о требованиях к презентации результатов
Раздел 5. Измерение температуры и построение графиков
Алгоритм сложения чисел с разными знаками. Вычисление среднего арифметического. Выполнение заданий на отработку умения работать с
температурными показателями. Правила построения графиков. Анализ графиков показателей метеорологических элементов. Построение схемы движения
ветра. Равенство двух отношений. Основное свойство пропорций. Виды диаграмм. Климатограммы. Определение годовой суммы осадков. Простейшие
приемы работы с синоптическими картами. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня.
Обобщение и контроль усвоения материала по программе. Самоанализы учащихся по работе.
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тематический план
Тема раздела
Введение.
Измерение расстояний по плану местности
Измерение расстояний по географической
карте
Измерение расстояний на местности. Рельеф планеты Земля
Измерение скорости течения, определение режима рек и
солености воды
Измерение температуры и построение графиков
Итоговое занятие
Итого

Количество
часов
1
6
6
5
4
11
1
34

Календарно-тематический план 5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата
по плану

Дата
по факту

Тема занятия
Ведение
Раздел 1. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
Выдающиеся географические открытия.
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и
Австралия).
Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».
Составления визитных карточек материков.
Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Раздел 2.Измерение расстояний по плану местности
Определение угла.
Градусная мера угла.
Определение сторон горизонта разными способами.
Виртуальные путешествия по азимуту, по плану местности.
Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь).
Решение задач на движение по азимутам.
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.
Полярная съемка школьного двора
Раздел 3. Источники географической информации

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Масштаб.
Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме.
Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную.
Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на
определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Построение профилей холмов и впадин.
Определение направлений на глобусе, плане и карте.
Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции.
Определение по карте географических координат указанной точки.
Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Раздел 4. Оболочки Земли
Земная кора и литосфера.
Состав, строение и развитие.
Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Обобщающий урок

Календарно-тематический план 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Дата
по плану

Дата
по факту

Тема занятия
Ведение
Раздел 1.Раздел 1. Измерение расстояний по плану местности
Определение угла. Градусная мера угла.
Определение сторон горизонта разными способами.
Виртуальные путешествия по азимуту, по плану местности.
Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь).
Решение задач на движение по азимутам.
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.
Раздел 2. Измерение расстояний по географической
карте
Длина окружности Земли в градусах и километрах.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам.
Определение и анализ отличий расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.
Решение задач на определение антиподов географических объектов.
Определение отметок горизонталей на плане.
Построение профилей холмов и впадин.
Раздел 3. Измерение расстояний на местности. Рельеф планеты Земля
Определение длинны экватора на глобусах разного масштаба.
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине.
Определение площадей по плану местности разными способами.
Отработка умений характеризовать горы и равнины по плану.
Раздел 4. Измерение скорости течения, определение режима рек и солености воды
Сотая доля, тысячная доля. Определение, сравнение и анализ солености воды
Решение задач на определение скорости движение течения в океане, воды в реке, льда по предложенным данным.
Определение длины реки различными способами
Построение графика хода уровня воды в реке в течение года.
Раздел 5. Измерение температуры и построение графиков
Алгоритм сложения чисел с разными знаками.
Вычисление среднего арифметического.
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями.
Правила построения графиков.
Анализ графиков показателей метеорологических элементов.
Построение схемы движения ветра. Равенство двух отношений
Основное свойство пропорций.
Виды диаграмм. Климатограммы.
Определение годовой суммы осадков.
Простейшие приемы работы с синоптическими картами
Решение задач на определение продолжительности ночи и дня.

34

Обобщающий урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».