Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов: 1. Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089) 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 3. "Информатика и ИКТ": 8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с. Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике. Задачи занятий: - систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики; - формирование у учащихся умений работы с тестами; - повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Курс разработан на основе требований к уровню подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений для ОГЭ по информатике, спецификации контрольных измерительных материалов ОГЭ. Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ, а также на предварительную психологическую подготовку учащихся. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ. По окончании курса занятий учащиеся должны свободно применять свои знания при решении заданий ОГЭ, уметь разрешать поставленные перед ними проблемы, рассуждать строго и логически. При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению. В ходе работы учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ. Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов. Программа создана на основе универсального справочника: Информатика. Подготовка к ОГЭ-2016. Под ред. Дьячкова О.В. Общая характеристика курса: Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание; - психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе; - стресс незнакомой ситуации; - стресс ответственности перед родителями и школой. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся). Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам. Основной государственный экзамен можно рассматривать: 1.Как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; 2.Как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю; 3.Как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; 4.Как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум). В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями. Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена. Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся: •формирование умения решать задания разного уровня; •развитие мотивации и целепологания; •формирование положительного отношения; •развитие самоконтроля; •формирование уверенности и положительной самооценки. Для лучшей подготовки учащихся педагог должен: •Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; •исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности; •организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; •проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования . •составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме; Содержание курса п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Введение Информация и информационные процессы Проектирование и моделирование Практическая часть Количество часов по программе 1 12 8 13 Содержание учебного материала п/п Наименование разделов и тем Введение Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Количество часов по программе 1 Информация и информационные процессы Количественные параметры информационных объектов. Кодирование и декодирование информации. Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Информационно-коммуникационные технологии. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Сравнение чисел в различных системах счисления. Разбор заданий демонстрационных тестов. 12 Проектирование и моделирование Формальные описания реальных объектов и процессов. Значение логического выражения. Программа с условным оператором. Анализирование информации, представленной в виде схем. Разбор заданий демонстрационных тестов. Использование поиска в операционной системы и текстового редактора. Использование поисковых средств операционной системы. Создание презентации или форматирование текста. Обработка большого массива данных. Короткий алгоритм в различных средах исполнения Разбор заданий демонстрационных тестов. 8 Практическая часть 13 Календарно-тематическое планирование № п/п №Наименование раздела программы Тема урока Этап проектной или исследовательской деятельности Всего часов Сроки По плану Введение 1 1 2 2Информация и информационные 3 процессы 3 3 4 5 5 6 6 7 7 8 9 8 Проектирование и моделирование 9 Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Количественные параметры информационных объектов. Кодирование и декодирование информации. Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Информационнокоммуникационные технологии. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Сравнение чисел в различных системах счисления. Формальные описания реальных объектов и процессов. Значение логического выражения. 1 2 1 2 1 2 4 2 2 Фактич ески 1 Программа с условным оператором. 2 1 Анализирование информации, представленной в виде схем. Использование поиска в операционной системы и текстового редактора. Использование поисковых средств операционной системы. Создание презентации или форматирование текста. Обработка большого массива данных. Короткий алгоритм в различных средах исполнения 2 10 11 Практическая часть 12 1 13 1 14 1 15 1 16 ИТОГО 2 2 3 3 3 34 Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса в области информатики и ИКТ Учащиеся должны знать/понимать: процедуру контроля в формате ОГЭ; структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету; назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом). Учащиеся должны уметь: работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса: 1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 2. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 3. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 4. ОГЭ 2018. Информатика. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Под ред. Д.М. Ушаков. 5. Информатик: новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Под ред. Д.М. Ушаков. Интернет-ссылки: 1. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений. 2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Образовательный портал по подготовке к экзамену «Решу ОГЭ».