Мир информатики 9 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями
развития образования и опирается на ряд нормативных документов:
1. Образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 №
1089)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
3. "Информатика и ИКТ": 8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с.
Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену
по информатике.
Задачи занятий:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их
самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Курс разработан на основе требований к уровню подготовки учащихся 9 классов
общеобразовательных учреждений для ОГЭ по информатике, спецификации контрольных
измерительных материалов ОГЭ.
Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу
информатики и ИКТ, на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в
формате ОГЭ, а также на предварительную психологическую подготовку учащихся. Это
позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике,
выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах
перед сдачей ОГЭ.
По окончании курса занятий учащиеся должны свободно применять свои
знания при решении заданий ОГЭ, уметь разрешать поставленные перед ними проблемы,
рассуждать строго и логически.
При проведении занятий используются различные формы обучения,
направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся.
Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров.
Индивидуальный подход к обучению. В ходе работы учащиеся занимаются с
различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате
каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое
обеспечение
занятий
включает
комплекс
дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по
организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип
решения которых разбирается совместно с учителем.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов.
Программа создана на основе универсального справочника: Информатика.
Подготовка к ОГЭ-2016. Под ред. Дьячкова О.В.

Общая характеристика курса:
Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для
учащихся 9-х классов.
Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных
проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой
знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся
условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость
школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной
аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения.
Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов,
дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной
сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою
очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации
деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это
весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него
остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает
проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима
продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной
благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций
и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения
ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от
привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития
психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков
характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения
выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и
распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость,
тревожность, неуверенность в себе;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация
неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и
заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство
неизвестности.
В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во
времени и уметь его распределять.
Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и
участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное.
Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а
положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его
участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1.Как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.Как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по

выбранному профилю;
3.Как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их
переподготовки;
4.Как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований
школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с
которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности,
нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не
только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением
основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения
аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование
положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей,
формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для
прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в
процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки
учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня
сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе
преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Содержание курса
п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Введение
Информация и информационные процессы
Проектирование и моделирование
Практическая часть

Количество
часов по
программе
1
12
8
13

Содержание учебного материала
п/п

Наименование разделов и тем

Введение

Основной государственный экзамен по информатике:
структура и содержание экзаменационной работы.

Количество
часов по
программе
1

Информация и
информационные
процессы

Количественные параметры информационных
объектов. Кодирование и декодирование информации.
Простой линейный алгоритм для формального
исполнителя. Информационно-коммуникационные
технологии. Запросы для поисковых систем с
использованием логических выражений. Сравнение
чисел в различных системах счисления.
Разбор заданий демонстрационных тестов.

12

Проектирование и
моделирование

Формальные описания реальных объектов и
процессов. Значение логического выражения.
Программа с условным оператором. Анализирование
информации, представленной в виде схем.
Разбор заданий демонстрационных тестов.
Использование поиска в операционной системы и
текстового редактора. Использование поисковых
средств операционной системы. Создание
презентации или форматирование текста. Обработка
большого массива данных. Короткий алгоритм в
различных средах исполнения
Разбор заданий демонстрационных тестов.

8

Практическая часть

13

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

№Наименование
раздела
программы

Тема урока
Этап проектной или
исследовательской деятельности

Всего
часов

Сроки

По плану
Введение
1
1

2

2Информация и
информационные
3 процессы

3
3
4
5
5
6
6
7
7
8
9

8
Проектирование
и
моделирование
9

Основной государственный экзамен
по информатике: структура и
содержание экзаменационной
работы.
Количественные параметры
информационных объектов.
Кодирование и декодирование
информации.
Простой линейный алгоритм для
формального исполнителя.
Информационнокоммуникационные технологии.
Запросы для поисковых систем с
использованием логических
выражений.
Сравнение чисел в различных
системах счисления.
Формальные описания реальных
объектов и процессов.
Значение логического выражения.

1

2
1
2
1
2

4
2
2

Фактич
ески

1

Программа с условным оператором.

2

1

Анализирование информации,
представленной в виде схем.
Использование поиска в
операционной системы и
текстового редактора.
Использование поисковых средств
операционной системы.
Создание презентации или
форматирование текста.
Обработка большого массива
данных.
Короткий алгоритм в различных
средах исполнения

2

10
11
Практическая
часть

12
1
13
1
14
1
15
1
16

ИТОГО

2

2
3
3
3
34

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать/понимать:
 процедуру контроля в формате ОГЭ;
 структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
 назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
 работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в
целом;
 эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
 правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для
достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017.
2. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018.
3. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
4. ОГЭ 2018. Информатика. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Под
ред. Д.М. Ушаков.
5. Информатик: новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Под ред. Д.М.
Ушаков.
Интернет-ссылки:
1. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Образовательный портал по подготовке к экзамену «Решу
ОГЭ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».