Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5» от 30.08.2023 г. № 167 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - Учебный план ООО ЗПР) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» для 6-9 классов – нормативно правовой акт, устанавливающий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, модулей, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации. В 2023-2024 учебном году реализуется в 8-9 классах, обучающиеся с задержкой психического развития обучаются совместно с обучающимися в общеобразовательных классах. Учебный план ООО ЗПР разработан в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 11.12.2020); санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20); санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21); федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 № 254; Устава МБОУ «ООШ № 5». Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5» Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Структура учебного плана и содержание предметных областей Учебный план состоит из трех частей –обязательной части, части, формируемой участниками образовательных отношений и коррекционно-развивающей области. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО и основной общеобразовательной программе основного общего образования МБОУ «ООШ № 5». Учебный план МБОУ «ООШ № 5» учитывает введение обязательных предметных областей, предусмотренных реализацией ФГОС ООО и выполнение основных задач реализации содержания предметных областей: 1.Изучение предметной области "Русский язык и литература", - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации (представлена учебными предметами «Русский язык», «Литература». 2. Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» формирование представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, представлена учебными предметами «Родной язык (русский), «Родная литература (русская)». 3. Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить: приобщение к культурному наследию страны изучаемого английского языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранным языком и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета (представлена учебными предметами «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (немецкий»); 4. Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить: осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления (представлена учебными предметами «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»); 5. Изучение предметной области "Общественно-научные предметы» должно обеспечить: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем (представлена учебными предметами «История России. Модуль "Введение в Новейшую историю России", " Всеобщая история», "География", «Обществознание») . 6. Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач (представлена учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»); 7. Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Представлена учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР»). 8. Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению (представлена учебными предметами «Музыка», «Изобразительное искусство»); 9. Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности (представлена учебным предметом «Технология»); 10. Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей (представлена учебными предметами «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура»). Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). На основании результатов изучения интересов и потребностей обучающихся и их родителей (проведено анкетирование) часы части, формируемой участниками образовательных отношений выделены на следующие предметы и курсы. в 7 классе введен практикум по биологии, направленный на освоение практической составляющей образовательной программы и региональный компонент. в 5,6,7,8,9 классах введен курс Практикум по математике; в 5, 6, 7, 8 классах - Орфографический практикум, в 8, 9 классе – курс Черчение. Содержание данных курсов направлено на развитие функциональной грамотности обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. В учебный план ООО ЗПР включена коррекционно-развивающая область. На коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей (на основании заключения ПМПК). В коррекционно-развивающую область включены курсы: - логопедические занятия; - психокоррекционные занятия; - коррекционно-дефектологические занятия; - коррекционные занятия по математике; - коррекционные занятия по русскому языку. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется внеурочная деятельность. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Продолжительность урока - 40 минут. Трудоемкость учебного плана основного общего образования за 5 учебных лет составляет 5270 часа, что соответствует требованиям ФГОС ООО ( учебная нагрузка за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов). Формы промежуточной аттестация обучающихся. Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5». Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка в 5-9 классах выставляется на основе результатов четвертных/ полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок одной четверти; либо среднее арифметическое результатов четвертных/ полугодовых аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок более одной четверти/ полугодия. Округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть/полугодие. *индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках должностных обязанностей, на основании заключения ПМПК. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования (ЗПР) (недельный) на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и Русский язык 4,5 5,5 3,5 2,5 2,5 18,5 литература Литература 2,5 2,5 1,5 1,5 2,5 10,5 Родной язык и родная Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 литература Родная литература 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 (русская) Иностранный язык Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 (английский) Второй иностранный язык 1 1 (немецкий) Математика и Математика 5 5 10 информатика Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 ОбщественноИстория России. Модуль научные предметы "Введение в Новейшую 0.5 историю России" 2 2 Всеобщая история 2 2 2 10,5 Обществознание 1 1 1 1 4 География 1 1 2 2 2 8 Естественнонаучные Физика 2 2 3 7 предметы Химия 2 2 4 Биология 1 1 1 2 2 7 Основы духовно – Основы духовно – нравственной культуры нравственной культуры 0,5 0,5 народов России народов России Искусство Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 3 Технология Технология 2 2 2 1 7 Физическая культура Основы безопасности 1 1 2 и Основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 2 2 2 10 жизнедеятельности 26,5 28 29 Итого: 30 31,5 145 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1,5 2 3 3 1,5 11 Практикум по математике 0,5 1 1 1 1 4,5 Орфографический практикум 1 1 1 1 4 Черчение 1 0,5 1.5 Практикум по биологии 1 1 Максимально допустимая недельная 28 30 32 нагрузка при 5-дневной рабочей неделе 33 33 157 Коррекционно-развивающая область*: 5 5 5 5 5 25 Логопедические занятия * 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 Психокоррекционные занятия * Коррекционно-дефектологические занятия * 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 Коррекционные занятия по математике Коррекционные занятия по русскому языку 1 1 1 1 1 5 2 2 2 Внеурочная деятельность 2 2 10 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования (ЗПР) (годовой) Предметные области Учебные предметы Количество часов годовое V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и Русский язык 85 153 187 119 85 629 литература Литература 51 51 85 85 85 357 Родной язык и родная литература Родной (русский) язык Родная литература (русская) Иностранный язык Английский язык Немецкий язык Математика и Математика Алгебра информатика Геометрия Информатика История России. Модуль Общественнонаучные предметы "Введение в Новейшую историю России" Всеобщая история Обществознание География Естественнонаучные Физика предметы Химия Биология Основы духовно – Основы духовно – нравственной культуры нравственной культуры народов России народов России Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология ОБЖ Физическая культура Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Практикум по математике Орфографический практикум Черчение Практикум по биологии Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной рабочей неделе 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 85 85 102 102 102 102 102 34 170 170 102 68 34 102 68 34 102 68 34 510 34 340 306 204 102 17 357 68 34 68 102 68 68 136 272 204 136 238 68 34 68 34 34 68 34 68 68 34 34 34 68 34 68 68 68 68 17 17 34 34 34 34 68 34 68 34 68 34 136 34 34 102 238 68 34 68 901 68 952 68 68 68 986 1020 1071 51 17 34 68 34 34 102 34 34 102 34 51 34 34 34 34 340 4930 374 153 102 68 34 952 1020 1088 1122 1122 Коррекционно-развивающая область*: 170 170 170 170 170 850 Логопедические занятия * Психокоррекционные занятия* Коррекционно-дефектологические занятия* Коррекционные занятия по математике Коррекционные занятия по русскому языку 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 170 170 170 170 170 Внеурочная деятельность 68 68 68 68 68 340 5304