Учебный план основного общего образования с задержкой психического развития (ФГОС ОВЗ) на 2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»

Приложение к адаптированной
образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(в соответствии с федеральной адаптированной образовательной
программой основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025)
утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5»
от 30.08.2023 г. № 167

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся с задержкой психического развития
(5-9 классы)
на 2023-2024 учебный год

Учебный план для обучающихся с задержкой психического здоровья
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 5» основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (ООО для обучающихся с ЗПР) –
нормативно правовой акт, устанавливающий перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, модулей, иных видов
учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации. В 2023-2024
учебном году реализуется в 5-7 классах, обучающиеся с задержкой психического развития
обучаются совместно с обучающимися в общеобразовательных классах.
Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан на основе нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
"(с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и Санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28 января 2021 г. № 2.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2021г. N 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
- приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программой основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Адаптированной образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "ООШ № 5".
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5»
- Устав МБОУ «ООШ № 5».
Учебный план МБОУ «ООШ № 5» учитывает введение обязательных
предметных областей, предусмотренных реализацией обновленных ФГОС ООО
и выполнение основных задач реализации содержания предметных областей:
1.Изучение предметной области "Русский язык и литература», - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской
гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать,
быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи
альтернативных средств коммуникации (представлена учебными предметами «Русский
язык», «Литература».
2. Изучение предметной области "Иностранный язык" должно обеспечить:
приобщение к культурному наследию страны изучаемого английского языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением
иностранным языком и личностным, социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,

чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и
самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам
устной и письменной речи, правилами речевого этикета (представлена учебными
предметами «Иностранный язык (английский)»;
3. Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование
представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления
математической науки; формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать
и изучать реальные процессы и явления (представлена учебными предметами
«Математика»,
«Алгебра»,
«Геометрия»,
"Вероятность
и
статистика",
«Информатика»);
4. Изучение предметной области "Общественно-научные предметы»
должно
обеспечить:
формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества,
роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими
явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном
мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем (представлена
учебными предметами «История России, Модуль "Введение в Новейшую историю
России", "Всеобщая история", "География", «Обществознание») .
5. Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли
естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного
процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение
умениями
формулировать
гипотезы,
конструировать,
проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением
сопоставлять
экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование
умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач (представлена учебными предметами «Физика»,
«Химия», «Биология»);
6. Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов
России" (ОДНКНР) должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе
к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической
роли традиционных
религий и
гражданского общества в становлении российской государственности. Представлена

учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР»).
Выбор
модуля,
изучаемого
в
рамках
курса
ОДНКНР,
осуществляется родителями (законными представителями) учащихся на основании
письменных заявлений, учебный модуль «Основы православной культуры».
7. Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить: осознание
значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления
обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных
творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к
культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации,
их сохранению и приумножению (представлена учебными предметами «Музыка»,
«Изобразительное искусство»);
8. Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить: развитие
инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса; формирование способности придавать экологическую
направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление
в разных формах деятельности (представлена учебным предметом «Технология»);
9. Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности" должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и
социальное развитие личности
обучающихся
с
учетом
исторической,
общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование
и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного
образа
жизни;
развитие двигательной активности обучающихся,
достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и
показателях физической подготовленности,
формирование
потребности
в
систематическом
участии
в
физкультурно-спортивных
и оздоровительных
мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и
знаниями из разных предметных областей (представлена учебными предметами «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура»).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей).
На основании результатов изучения интересов и потребностей обучающихся и их
родителей (проведено анкетирование) часы части, формируемой участниками
образовательных отношений выделены на следующие предметы и курсы.
В 5, 6, 7, 8 классах введены следующие учебные курсы:
- Практикум по математике – 1 час;
- Орфографический практикум в 5,7,8 классах – 1 час, в 9 классе - 0,5 часа.
Содержание данных курсов направлено на развитие функциональной грамотности
обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность и способствуют развитию коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся.
В учебный план ООО ЗПР включена коррекционно-развивающая область. На
коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в
зависимости от его потребностей (на основании заключения ПМПК).
В коррекционно-развивающую область включены курсы:
- логопедические занятия;

- психокоррекционные занятия;
- коррекционно-дефектологические занятия;
- коррекционные занятия по математике;
- коррекционные занятия по русскому языку.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.
Продолжительность урока в 5-9 классе 40 минут.
Трудоемкость учебного плана основного общего образования за 5 учебных лет не может
составлять менее 5058 часов и более 5848 часов).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
С целью профилактики переутомления в
календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6 8 классов, 3,5 часа - для 9 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день. Учебный год в образовательной организации
заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день. Для 9 классов окончание учебного года определяется ежегодно в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в
соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5».
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю
по итогам учебного года. Годовая отметка в 5-9 классах
выставляется
на основе результатов четвертных/ полугодовых
промежуточных
аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если
учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок одной четверти;
либо среднее арифметическое результатов четвертных/ полугодовых аттестаций в случае,
если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок более
одной четверти/ полугодия. Округление результата проводится в сторону результатов
промежуточной аттестации за последнюю четверть/полугодие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО для обучающихся с ЗПР (5-9 классы)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
классы
IX Всего
V
VI
VII VIII
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык
3
3
21
5
6
4
Литература
2
3
13
3
3
2
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
15
3
3
3
(английский)
Математика и информатика Математика
10
5
5
Алгебра
3
3
9
3
Геометрия
2
2
6
2
Вероятность и
1
1
3
1
статистика
Информатика
1
1
3
1
Общественно-научные
История России. Модуль
0,5
предметы
"Введение в Новейшую
историю России"
10,5
Всеобщая история.
2
2
2
2
2
Обществознание
1
1
4
1
1
География
2
2
8
1
1
2
Естественнонаучные
Физика
2
3
7
2
предметы
Химия
2
2
4
Биология
2
2
7
1
1
1
Основы духовноОсновы духовно2
1
1
нравственной культуры
нравственной культуры
народов России
народов России
Искусство
Изобразительное
3
1
1
1
искусство
Музыка
1
4
1
1
1
Технология
Технология
1
1
8
2
2
2
Физическая культура и
Физическая культура
2
2
10
2
2
2
основы безопасности
Основы безопасности
1
1
2
жизнедеятельности
Итого
31
32,5 149,5
27
29
30
Часть, формируемая участниками образовательных
2
1
2
2
0,5
7,5
отношений
Практикум по математике
1
1
1
1
4
Орфографический практикум
1
1
1
0,5
3,5
Учебные недели
34
34
34
34
34
34
Всего часов
986 1020 1088 1122 1122 5338
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
29
30
32
33
33
157
5-дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
5
Коррекционно-развивающая область*:
5
5
5
5
25
Логопедические занятия*
1
1
5
1
1
1
Психокоррекционные занятия*
1
1
5
1
1
1
Коррекционно-дефектологические занятия*
1
1
5
1
1
1
Коррекционные занятия по математике
1
1
5
1
1
1
Коррекционные занятия по русскому языку
1
1
5
1
1
1
2
2
10
Внеурочная деятельность
2
2
2
*индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках должностных
обязанностей, на основании заключения ПМПК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».