ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ «Я СМОГУ, Я СДЕЛАЮ»

27.04.2019

Ход тренинга

1. Приветствие «Комплимент»

 

Инструкция. В центр круга по очереди выходит пара участников. Задача — по очереди сказать друг другу комплименты, найти то, что можно похвалить в партнере. Комплимент произносится громко, в глаза, красиво. Нельзя повторяться, копировать партнера, комментировать его комплименты. Можно благодарить за комплименты.

2. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Инструкция педагога-психолога: Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?».

Вопросы для обсуждения:

• Чей рисунок наиболее точно отражает положительные качества автора?

• У кого лучей (достоинств) больше всего?

• Кто не смог написать больше 5 качеств? Почему?

• Что чувствовали, когда выполняли данное упражнение?

3. Упражнение «Город уверенности»

Инструкция педагога-психолога: (Участники сидят в кругу.) Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые уверенные из всех на земле люди. Один из вас первым скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди продолжит повествование.

Примечание. Желательно рассказ записать на бумаге или на магнитофон. После окончания упражнения участники могут прослушать рассказ еще раз и проанализировать его.

Вопросы для обсуждения:

• Какими качествами обладают уверенные люди?

• Можно ли приобрести качества уверенного человека, или они формируются только в детстве?

• Кто отметил у себя качества уверенного человека, прозвучавшие в рассказе?

• Кто не нашел у себя ни одного из названных качеств?

4. Упражнение «Круг уверенности»

Слово педагога-психолога: Представьте себе невидимый круг на полу примерно в полуметре от себя. Войдите в круг и вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно, когда вам везло или когда у вас все получалось. В той ситуации максимально проявились ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или книги, которыми вы восхищаетесь. Удивительная способность вашего мозга — это то, что для него нет разницы между историей реальной и воображаемой. Фантазируйте смело — никто не будет знать об этом!

Инструкция. Круг можно вырезать из бумаги или нарисовать мелом. Каждому участнику предлагается выйти и рассказать свою историю всей группе. При этом школьников нужно настроить на то, чтобы они переступили через свой страх, собрались с мыслями и доказали себе, что могут быть уверенными. Очень важно показать участникам, что над их историями никто не будет смеяться и осуждать.

В конце каждой истории участнику можно задавать вопросы как от группы, так и от педагога-психолога, например:

• Что ты чувствовал, когда вспоминал (рассказывал) эту историю?

• Какие мысли у тебя возникали?

• Какие выводы появились у тебя в голове?

5. Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция педагога-психолога: Разбейтесь по двое. Один из участников в паре надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Задача поводыря — провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Упражнение выполняется молча. (После выполнения упражнения участники меняются ролями.)

Примечание. Классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет участнику почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать на себя ответственность. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока, иначе участники начинают толкать, обижать «слепых» и упражнение теряет смысл.

Вопросы для обсуждения:

• Как ты чувствовал себя в роли «слепого»?

• Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

• Знал ли ты все время, где ты?

• Как ты себя ощущал в роли поводыря?

• Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

• Когда тебе было лучше — когда ты вел или когда тебя вели?

6. Упражнение «Самореклама»

Инструкция педагога-психолога: Сейчас мы проведем конкурс на самый лучший рекламный проект. Каждый из вас должен создать себе рекламу. На листах бумаги вы оформите свой рекламный проект, который обязательно должен включать в себя рисунок, изображение и небольшой текст. Не стесняйтесь хвалить себя, рассказывайте о том, какие вы умные, интересные, красивые и т. д. Помните: победит тот рекламный проект, чей автор лучше всего, ярче и доступнее прорекламирует себя.

Примечание. По завершении каждый из участников представляет свой проект, отвечает на вопросы группы. Затем все участники голосуют за самую лучшую и интересную саморекламу.

7. Упражнение «Встреча»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее, сосредоточьте свое внимание на собственном дыхании. Дышите спокойно, глубоко и медленно. Постарайтесь замедлить свои внутренние ритмы. Подумайте о том, какой великолепный механизм подарила нам природа — наше дыхание. Благодаря дыханию все клетки нашего организма насыщаются кислородом. Дыхание — это наша жизнь. И что бы ни происходило у нас — проблемы, трудности, неудачи, — наше дыхание всегда с нами… А сейчас представьте, что вы находитесь в своем доме, в комнате, где вы обычно отдыхаете, где вам бывает особенно хорошо и уютно… Расслабьтесь, почувствуйте, как вам спокойно… Подумайте о том, что сейчас у вас произойдет важная встреча.

Эту встречу вы ждали давно, и много от нее получите… Представьте, что вы встаете и идете к двери своего дома, открываете ее и начинаете медленно спускаться вниз по лестнице… Доходите до первого этажа и выходите на улицу… А там — солнечный день. Навстречу вам идет человек (девушка или парень), похожий на вас. Ваша встреча — с ним. Он — это вы, но вы — другой, более совершенный, свободный раскованный. Он — это ваш идеальный образ, это тот человек, которым вы хотите и можете быть… Подойдите к нему поближе, внимательно рассмотрите его. Как он одет?.. Как он держится?.. Подумайте, какой основной вопрос вы хотели бы ему задать?.. Задайте этот вопрос и постарайтесь услышать ответ… А теперь поворачивайтесь, входите в подъезд своего дома и возвращайтесь к себе в квартиру. Ваша встреча произошла.

Вопросы для обсуждения:

• Какой образ себя вы увидели?

• В чем главном этот идеальный человек отличается от вас самих: во внешности, в манере держать себя, в характере?

• Какой вопрос вы задали своему образу? Какой ответ получили?

8. Упражнение «Падение»

Инструкция. Пять-шесть пар подростков берутся крепко за руки, стоя лицом к лицу. Пары становятся плечом к плечу. Им предстоит поймать падающего добровольца. Первая пара приседает до уровня его ботинок, остальные располагаются по возрастающей. Перед выполнением упражнения педагог-психолог должен настроить добровольца: «Сейчас по моей команде ты упадешь назад. Не бойся, группа стоит сзади и поймает тебя. Не бойся, они справятся! Конечно, они поймают тебя не сразу, а дадут немного пролететь. Ты готов?.. Падай!» По завершении следует обсудить, какие чувства вызвало задание у участников.

9. Упражнение «Я хочу вам подарить»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что у всех вас день рождения в один день и необходимо всем подарить подарки. Сейчас каждый участник будет дарить подарок соседу справа, и так дальше по кругу. Постарайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящему нужен тому, кому вы будете его дарить, чтобы он действительно помог человеку измениться. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого художника Леонардо да Винчи до конкретных личностных качеств.

Примечание. Участники могут дарить подарки тем участникам, которых они сами выбрали.

Вопросы для обсуждения:

• Кому понравился (не понравился) подарок? Чем?

• Чем вы руководствовались, даря подарок определенному человеку?

10. Упражнение «Живая анкета»

Инструкция. Участникам по кругу предлагается ответить на следующие вопросы:

• Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

• Что тебе понравилось? Что не понравилось?

ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ «СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Ход тренинга

I. Приветствие «Назови свое имя»

 

Инструкция. Приветствие проводится сидя в кругу. Каждый участник называет свое имя, свое положительное качество (то, что особо ценит в себе), начинающееся на первую букву имени, а также высказывает пожелание относительно того, как его называть в группе.

Вопросы для обсуждения:

• Что ты ценишь в себе?

• Трудно ли было найти в себе хорошее качество? Что ты при этом чувствовал?

Комментарий для педагога-психолога. Подросткам иногда трудно не то что назвать качество на нужную букву, а вообще найти в себе что-то положительное. Поэтому важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

 

II. Упражнение «Я и мир вокруг меня»

Цели: осознание значимых сфер своей жизни, прояснение взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги, оставляя середину пустой, всё, что их окружает в жизни, с кем и с чем приходится общаться, взаимодействовать. По окончании в центре каждый рисует себя.

Вопросы для обсуждения:

• Нравится ли тебе твой рисунок? Нравится ли тебе твой портрет?

• Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее?

• Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром?

• К чему из окружения ты обращен на рисунке?

• Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?

• Что это для тебя значит?

Модификация упражнения: Отметьте на своем рисунке знаком плюс положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), знаком минус — отрицательные (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

III. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Тест предназначен для того, чтобы испытуемый мог выяснить, насколько он приятен в общении. На каждый вопрос дается ответ либо «да», либо «нет».

Вопросы

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Ключ к тесту

За положительный ответ на вопросы 1–3, 6–11 засчитывается по одному баллу и подсчитывается общее количество.

1–3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно. Вам следовало бы над этим задуматься.

4–9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9–11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей.

Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда приходится играть, как на сцене?

IV. Упражнение «Переключатели»

Инструкция. Участники группы встают в ряд друг за другом. Педагог-психолог считает до трех. На счет три участники должны подпрыгнуть и повернуться лицом к одной из стен. Задача заключается в том, чтобы повернуться в одну сторону. Задание выполняется молча, договариваться друг с другом нельзя.

Вопросы для обсуждения:

• Что помогло (помешало) справиться с поставленной задачей?

• Что могло бы помочь выполнить ее?

Комментарий для педагога-психолога. При обсуждении следует акцентировать внимание на необходимости ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику других, на том, что не стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия.

V. Обучение навыкам общенияХочу такой сайт

Примечание. Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий. На данном этапе тренинга отрабатываются базовые навыки, которые позволят начать беседу, правильно задать вопрос, высказать просьбу, отстоять свое мнение, конструктивно принять критику, обвинение, убедить других, преодолеть давление и прийти к компромиссу, сказать нет.

1. Упражнение «Начинаем беседу»

Слово педагога-психолога: Каждому из вас хотя бы раз в день приходится с кем-то здороваться, начинать и поддерживать беседу. Давайте подумаем, как много ситуаций и в школе, и на улице мы в силах решить, если умеем правильно начать и закончить разговор?..

Правильно начав разговор, по окончании мы можем добиться какой-то цели и расстаться с собеседником довольными друг другом. Существуют конкретные шаги, или план действий, придерживаясь которого можно начать беседу. Предлагаю их рассмотреть, обсудить, а затем отработать в конкретных ситуациях.

План действий при начале беседы, разговора:

1) Поздоровайся с собеседником.

2) Поговори о чем-нибудь нейтральном или, наоборот, интересном для собеседника, чтобы втянуть его в разговор.

3) Реши, слушает ли он тебя (смотрит на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).

4) Перейди к главной теме.

Комментарий для педагога-психолога. Зачастую 2-й и 3-й пункты подростки пропускают — поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывают сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Ролевые ситуации для отработки навыка:

• Договориться о том, чтобы купить машину за определенную плату.

• Отпроситься у родителей на дискотеку.

• Познакомиться с новым человеком.

• Договориться с учителем о пропуске урока.

Примечание. Ситуации разыгрываются в парах, по ролям. Например, один подросток играет роль продавца машины, а второй — покупателя, который хочет снизить цену. Задача — договориться о цене. Важно следить за тем, чтобы беседа строилась в соответствии с вышерассмотренным планом. Для начала при отработке навыка вторым собеседником может выступить педагог-психолог.

2. Упражнение «Принимаем критику»

Слово педагога-психолога: Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства — да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается правильно понять критику.

План действий при критике:

1) Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2) Попроси разъяснения: «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3) Отметь реакцию партнера.

4) Скажи, с чем согласен, а с чем — нет и почему. Старайся при этом чувствовать себя свободно.

Ролевые ситуации:

• Учитель ругает ученика за небрежное выполнение работы в тетради.

• Друг называет тебя жадным.

3. Упражнение «Отстаиваем свое мнение»

План действий:

1) Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят?

2) Подумай о способах, которыми ты сможешь отстоять свои права, и выбери лучший. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, стараясь не давать оценки.

3) Выслушай ответное мнение.

4) Последовательно отстаивай свое мнение разумными способами.

Ролевые ситуации:

• Обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание.

• Убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело.

• Попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой.

4. Упражнение «Преодолеваем обвинение»

План действий:

1) Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является ли это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил имущество и т. п., или он говорит на основании сплетен или ошибки?

2) Было ли обвинение высказано конструктивным способом или нет?

3) Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:

• отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника;

• исправить его понимание проблемы;

• объяснить свое поведение;

• признать свою ошибку, извиниться, предложить возместить ущерб.

Ролевые ситуации:

• Сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло.

• Друг обвиняет тебя во лжи.

• Родители ругают тебя за плохую оценку.

VI. Упражнение «Контакты»

Слово педагога-психолога: Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением, оно — результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Ваша задача — используя уже освоенные приемы и способы общения, легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, а затем приятно расстаться с ним.

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Эффективнее будет, если каждая из них по очереди будет разыгрывать ситуацию перед остальными участниками. Это позволит проанализировать ситуацию со стороны, обсудить и отметить плюсы и минусы каждой пары. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2–3 мин. По сигналу педагога-психолога участники в течение 1 мин должны закончить беседу, попрощаться и перейти к обсуждению.

Ситуации:

• Перед тобой человек, которого ты видишь в первый раз. Тебе он очень понравился, и ты хотел бы с ним познакомиться. Некоторое время ты раздумываешь, а затем обращаешься к нему…

• В вагоне метро (поезда) ты случайно оказался рядом с известным киноактером. Ты обожаешь его и, конечно же, хотел бы с ним поговорить. Для тебя это такая большая удача…

• Тебе очень нужна довольно крупная сумма денег (решил купить себе планшет [новый телефон, дорогую видеоигру, приставку]). Нужно поговорить с родителями. И вот ты наконец решился подойти к отцу (маме)…

• Ты узнал, что один из твоих одноклассников дурно отзывается о тебе в компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Такой случай представился. Вы одни, никого нет рядом…

Комментарий для педагога-психолога. При проигрывании ситуаций следует обратить внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу; какие приемы и способы коммуникации используют; как поддерживают разговор и заканчивают беседу.

VII. Игра «Путаница»

Цели: повысить тонус группы, способствовать сплоченности, развитию коммуникативных способностей, взаимоотношений в группе.

Игра позволит подросткам сменить вид деятельности, отдохнуть, развеселиться.

Инструкция. В игре участвует вся группа. Проводится по аналогии с одноименной детской игрой.

VIII. Упражнение «Чемодан»

Инструкция. Один из участников выходит в круг. Задача остальных — «собрать» ему в дальнюю дорогу «чемодан». В «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному участнику в общении с людьми.

Другими словами — те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Также «отъезжающему» обязательно напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, — отрицательные качества, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь стала более приятной и продуктивной.

Для проведения этой большой работы необходимо выбрать «секретаря». Его задача — записывать для каждого участника все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи спорного качества, но, если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения.

Для «хорошего чемодана» необходимо не менее 5–7 характеристик как положительных, так и отрицательных. У участника, которому собирается «чемодан», есть право задать любой вопрос, в случае если что-то непонятно.

IX. Упражнение «Прощание»

Слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Всё ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями?

Или есть кто-то, чье мнение о себе вы хотели бы узнать? У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и сейчас.

X. Упражнение «Откровенно говоря…»

Инструкция. Участникам предлагается письменно закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к прошедшему занятию. Ответы зачитываются по кругу.

 Откровенно говоря…

• Во время занятий я понял(а), что…

• Самым полезным для меня было…

• Я был(а) бы более откровенным(ой), если…

• Своими основными ошибками на занятии я считаю…

• Мне не понравилось…

• Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

• На следующем занятии я хотел(а) бы…

Психолого-педагогические технологии работы с родителями

Значимым фактором формирования и развития конструктивных стратегий преодоления трудностей, с которыми сталкивается подросток, является семья. 

При этом все виды профилактической деятельности должны выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе родитель-ребенок-учитель. Вместе с тем, родители и педагоги часто не понимают характера трудностей детей, опираются в работе с ними только на анализ их неудач, а также ставят перед ними задачи, не соответствующие их реальному уровню развития или реальным возможностям, на что дети отвечают неадекватным поведением и отказом от действия, а это, в свою очередь, приводит к новым сложностям в учебе или во внеучебной деятельности. Одной из основных задач семьи является обеспечение ранней психологической и педагогической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации. Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения - безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему. В связи с этим наиболее эффективными способами педагогической поддержки семьи являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции; а наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.

В основе разработки психолого-педагогических технологий профилактической работы с родителями лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой и многих других авторов, при этом основной акцент в них делается на методы активного обучения, в частности, тренинг, ориентированный на формирование конструктивных стратегий преодоления трудностей у подростков. Ценность тренингов заключается в обучении родителей (на добровольных началах!) способам эффективного взаимодействия с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; весь комплекс упражнений ориентирован на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости, эмоционального равновесия. Целью подобных тренингов выступает формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Задачи тренингов: создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы; формирование способности к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром; осознание своего поведения как неэффективного "выхода" из критической ситуации существования; обучение приёмам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса; развитие качеств, позволяющие строить успешные отношения с другими. В программе сочетаются разные интерактивные групповые приемы работы:

1) Ролевые игры. В ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители.

2) Деловые игры. Посредством моделирования системы отношений в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный путь и т.п.

3) Дискуссия. Этот метод позволяет с помощью логических доводов воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.

4) Синектика. В программе применяется коллективная творческая деятельность, основанная на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Предлагаются упражнения, построенные на символической аналогии (выразить суть задачи в виде символов).

5) "Мозговой штурм". Техника "мозгового штурма" используется в занятии как способ закрепления полученной информации по теме, ее расширение за счет генерирования новых идей и активизации творческого потенциала участников.

6) Арттерапия. Применяются отдельные приемы как вспомогательное средство для диагностической работы; средство развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения родителей.

7) Изотерапия. Ее применение создает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сформировать активную жизненную позицию.

8) Библиотерапия. На каждое занятие подбирается литературный материал для чтения (рассказы, притчи), которые родители могут пересказывать своим детям в ходе общения.

9) Метод "Я-сообщения ("Я-высказывания" )". Изучение данного метода позволит родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Родители смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителя.

10) Метод "активного слушания". Родители приобретут навыки заинтересованного слушания своих детей, выражения эмпатии.

11) Мини-лекция. Используется для теоретического обоснования темы занятия, системы представлений о том или ином предмете, явлении, помощи участникам осмыслить проблему и прийти к определенному выводу.

12) Проблемное задание. Цель - теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.

13) Анализ конкретных ситуаций.

14) Практическое задание - формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности.

В организации обучения родителей важно учитывать возрастные и особенности той или иной категории детей. Занятия для родителей детей до 10 лет могут быть направлены на коррекцию детско-родительских отношений и, как следствие, повышение жизнестойкости детей; для родителей детей в возрасте от 10 до 16 лет (подростки) основными направлениями работы являются информирование родителей о возрастных изменениях, связанных с пубертатным периодом; рассмотрение причин суицидальных действий; выработка эффективного способа поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

В организации профилактической работы с родителями важно получать обратную связь не только от родителей, но и от специалиста (психолога, социального педагога), который наблюдает за семьей, консультирует ее, оказывает необходимую помощь. Для этого могут быть использованы анкеты, которые не только затрагивают область суицидального поведения подростка и позволяют уточнить объем и план информирования родителей по данной проблеме, но и помогают оценить обстановку в конкретной семье, приближают специалиста к пониманию состояния детско-родительских отношений в ней.

Заключение. Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся является создание благоприятной психологопедагогической обстановки, комфортного климата для обучения в образовательной организации; выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую программу; снижение количества детей с суицидальным риском, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.

Большая роль в этой деятельности отводится работе службы экстренной психологической помощи "Телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122", благодаря которой удается предотвратить многие суицидальные попытки среди детей и подростков.

Как позитивный момент следует отметить согласованность на межведомственном уровне и тесное взаимодействие различных ведомств в оказании комплексной поддержки и помощи несовершеннолетним, а также их оперативное реагирование на сложные социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка.

Тем не менее, проблема суицидального поведения среди несовершеннолетних остается достаточно актуальной и требующей постоянного внимания со стороны государства, общества, семьи в тесном сотрудничестве со всеми социальными институтами, повышения квалификации специалистов, поиска эффективного информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних о суицидальном риске, оздоровления социальной среды.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».