27.04.2019
Материалы: бланки с таблицей, листы бумаги
формата А4, карандаши, ластики, таблички с надписями «согласен»,
«не согласен», «не уверен».
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка для
релаксации.
Ход тренинга
1. Приветствие «Пожелания»
Инструкция педагога-психолога: Предлагаю сегодняшнее занятие
начать с пожеланий на день. Первый участник выбирает любого
из присутствующих, здоровается с ним и высказывает ему свое
пожелание. Тот, к кому обращался первый участник, в свою очередь
обращается к следующему и так до тех пор, пока каждый
не получит пожелание на день.
2. Упражнение «Я тебя помню»
Инструкция. Участники сидят по кругу. Первый участник
называет свое имя. Второй — повторяет его имя, затем называет свое.
Третий — называет имя первого, второго, затем свое, и т. д.
3. Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Упражнение позволяет участникам осознать свое эмоциональное
состояние «здесь и сейчас», выразив его в образной форме.
Инструкция педагога-психолога: Прислушайтесь к себе…
Как выглядит сейчас ваше настроение? Какого оно цвета? На какую погоду
(музыку, цветок, животное) оно похоже? Нарисуйте то, что вы представили…
Вопросы для обсуждения:
1) У кого какое настроение?
2) С чем связано то или иное настроение?
3) Как его можно улучшить?
В конце проанализировать, как менялось настроение
во время занятия и каким оно стало.
4. Упражнение «Имена чувств»
Инструкция. Участникам раздаются бланки с таблицей.
Задание: работа с первой частью таблицы — в первой колонке
записать все известные чувства, которые когда-либо пришлось испытать. Выставить
оценку интенсивности чувства по 10-балльной шкале — оценка
проставляется в той ячейке, которая соответствует месту, где это чувство
возникает (мест может быть несколько).
Работа со второй частью таблицы: записать чувства,
которые пришлось испытать сегодня.
Место, где я обычно испытываю эти чувства |
||||||
I часть обычно |
дом |
улица |
школа |
нов. компания |
среди друзей |
другое (указать) |
1.радость |
|
|
|
|
|
|
2.радость |
|
|
|
|
|
|
3.обида |
|
|
|
|
|
|
4….. |
|
|
|
|
|
|
5…. |
|
|
|
|
|
|
II часть сегодня |
|
|||||
1….. |
|
|
|
|
|
|
2…. |
|
|
|
|
|
По окончании работы с таблицей участникам
предлагается записать столько названий чувств, сколько они смогут вспомнить.
Записавший наибольшее количество зачитывает свой список. Педагог-психолог
записывает слова на доске, после чего определяется количество совпадений
с ответами других.
Если кто-то из подростков затрудняется
с определением значения каких-либо слов, следует попросить кого-то
из присутствующих описать ситуации, в которых человек может
испытывать то или иное «непонятное» чувство.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие чувства вы испытывали, когда писали последнюю
контрольную работу?
2) Что вы чувствовали, когда приближались каникулы?
3) Что вы чувствовали, когда последний раз что-нибудь
сломали?
4) Какое, по-вашему мнению, самое неприятное чувство?
5) Какое чувство вам нравится больше других?
6) Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже)
всего?
5. Упражнение «Меняются те, кто…»
Инструкция. Участники сидят по кругу. В центре
круга — водящий. Его задача — давать задания участникам, например:
«Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (кто в брюках,
у кого светлые волосы, кто любит учиться и т. п.)».
6. Упражнение «Испытание»
Упражнение направлено на формирование умения
контролировать агрессию, не отвечать обидчику сразу.
Инструкция. Один из участников садится на стул
в центре круга. Его задача — сохранять молчание, чтобы
он ни услышал. Остальные участники в течение 1–2 мин
говорят ему обидные вещи. Время необходимо контролировать и вовремя
прерывать упражнение.
Каждому участнику, побывавшему в центре круга,
по окончании упражнения необходимо оказать поддержку: «Молодец,
ты выдержал, ты умеешь сдерживаться».
Вопросы для обсуждения:
1) Сложно ли было сдерживаться?
2) Какие слова и какой тон задевают сильнее?
3) Что помогало сдерживаться, быть вежливым
и не отвечать?
7. Упражнение «Цепочка хороших и плохих следствий»
Инструкция. Участникам предлагается какая-либо ситуация,
которую они должны оценить с двух позиций — что в этом хорошего
и что в этом плохого. Эти вопросы педагог-психолог поочередно задает
каждому из присутствующих, выстраивая таким образом «цепочку хороших
и плохих следствий».
Например: исходная ситуация «промокли ноги».
8. Упражнение «Ощущение»
Инструкция. Участникам предлагается сложить лист формата А4
таким образом, чтобы на нем образовались 8 ячеек. В ячейках они
рисуют свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности,
мужественности (женственности), болезни и любого другого состояния
на выбор.
Гнев |
Радость |
Спокойствие |
Депрессия |
Энергичность |
Мужественность (женственность) |
Болезнь |
(Любое состояние) |
Рисунки выполняются линиями. Можно использовать одну линию,
много линий, можно покрыть ими всю ячейку, если только так удастся передать
ощущения. Штрихи могут быть короткими, длинными, тонкими, толстыми,
с нажимом на карандаш и совсем без нажима (слабыми). При
необходимости можно пользоваться ластиком.
Ограничение: нельзя рисовать картинки, пользоваться
какими-либо символами (звезда, сердце, молния, геометрические фигуры и т.
д.) — используются только линии.
По окончании работы проходит обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
1) Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими
линиями вы выразили ваши ощущения?
2) Сравните свои рисунки гнева, радости и т. д. Чем они
отличаются?
3) Какие рисунки похожи друг на друга? Почему?
9. Упражнение «Согласен — не согласен»
Инструкция. Таблички с надписями «согласен»,
«не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла помещения. Участникам
предлагается выслушать поочередно утверждения и выразить ту позицию,
которой они придерживаются, — встать рядом с табличкой, отражающей
их мнение. Важно долго не думать, действовать по первому
импульсу.
После того как все участники займут позиции,
им предлагается поочередно обосновать свою точку зрения. Важно
не допускать споров, дискуссий, деструктивных конфликтов — необходимо
только высказать свое мнение и выслушать других.
Когда все участники выскажутся по поводу первого
утверждения, педагог-психолог переходит к следующему.
Утверждения для упражнения:
• В этой жизни надо все попробовать.
• Жить нужно так, как будто каждый день последний.
• Личность начинается с рождения.
• В этой жизни все зависит от меня.
• В конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.
Вопросы для рефлексии:
1) Что чувствовали, когда слышали мнение, противоположное
своему?
2) Как предупредить конфликты?
10. Релаксация
Инструкция. Детям предлагается удобно расположиться. Спина
выпрямлена, голова поднята — таким образом легкие будут лучше наполняться
кислородом, а мозг — лучше работать. Включается спокойная музыка.
Слово педагога-психолога: Сейчас мы совершим
путешествие к морю. Используя свою фантазию, создадим тот мир, который
хотим увидеть.
Сделайте четыре глубоких вдоха… Дышите тихо-тихо, чтобы
никто вас не услышал. Задержите на мгновение дыхание… медленно
выдохните.
Ваше тело успокаивается, расслабляется, голова начинает
работать еще лучше. Представьте, что вы находитесь на прекрасном
морском берегу. Ласково светит солнышко. Мягко обдувает прохладный морской
ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете
его тепло. Закрываете глаза, слушаете звуки моря, плеск волн, крики морских
чаек… Они лениво летают в синем небе. Вам хорошо и спокойно.
Вы смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек,
чувствуете запах свежего солоноватого морского воздуха, слушаете ритм моря,
чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, вам очень хорошо. Вы лежите
на песке и наслаждаетесь красотой дня… (Пауза.) А теперь, если
вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу
и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату…
Вопросы для обсуждения:
1) Какие эмоции и ощущения вы испытывали?
2) Как изменилось состояние после релаксации?
3) Как релаксация может помочь в трудных жизненных
ситуациях?
11. Упражнение «Живая анкета»
Инструкция. Участникам по кругу предлагается ответить
на следующие вопросы:
1) Было ли что-то неожиданное для тебя на этом
занятии?
2) Что тебе понравилось? Что не понравилось?