Профилактика буллинга (насилия) в школе

15.01.2019

  Руководство для подростков, родителей и  учителей  про буллинг 

Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.  Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

   Типы буллинга:

  1. изическая агрессия
  2. Словесный буллинг
  1. Запугивание
  2. Изоляция
  3. Вымогательство
  1. Повреждение имущества.

   Виды школьного насилия:

  1. Эмоциональное (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки):

- насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

- отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.

  1. Физическое (нанесение физической травмы) - избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
 

     Причины агрессивного поведения:

- Властные авторитарные семьи

- Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни

- Неполные семьи

- Семьи  с конфликтными семейными отношениями

- Семьи с генетической предрасположенностью  к насилию

      Последствия школьного насилия:Хочу такой сайт

- Падение самооценки, затравленность

- Проблемы в учёбе и поведении

- Суицидальные намерения.

 Алгоритм действий взрослых по предотвращению буллинга  (как реагировать, если выявлены  факты насилия ):

 Родители сообщают учителю (классному руководителю) при установлении факта либо подозрения на существование ситуации буллинга.

Учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

 Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

 Стратегия поведения взрослого (педагога, родителей) с жертвой:

  1. Скажите ребенку: «Я тебе верю. Мне жаль, что с тобой это случилось». Ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким, поймет, что его чувства реальны и понятны для любого человека в такой ситуации, и он может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку со стороны взрослого.
  2.  Скажите ребенку : «Это не твоя вина. Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». У ребенка (подростка) повышается самооценка и уверенность в том, что он не одинок в такой ситуации и все сделал правильно. 
  1. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз: «Я люблю тебя (я понимаю тебя – для педагога) и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Ребенку это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту.

 Стратегия поведения родителей, чтобы предотвратить попадание ребенка в группу риска по буллингу :

 Объясните ребенку, что необходимо правильно вести себя со сверстниками:

  • не показывать своё превосходство над другими;
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
  • не  хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
  • не демонстрировать свою элитарность;
  • не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);
  • не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
  • не демонстрировать свою физическую силу;
  • не показывать свою слабость;
  • своими (способностями), увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя (одарённость Вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему).

 Нужно помочь ребенку (подростку):

  • отыскать себе друга,  среди одноклассников, а ещё лучше несколько  настоящих друзей;
  • найти общий язык с каждым учеником в классе;
  • приглашать одноклассников в гости;
  • научиться уважать мнение своих одноклассников;
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;
  • научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

 Повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

  • научите Вашего ребенка  не  бояться  своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  • наладьте  контакты с учителями и одноклассниками Вашего ребенка;
  • - участвуйте  в классных мероприятиях, в которых могут принимать участие и родители.

Если  профилактические меры не помогли и Ваш ребёнок оказался жертвой  буллинга:

  1. Прежде всего,  постарайтесь понять истинную причину  произошедшего  с ребенком.
  1. Убедиться, что Ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного  буллинга.
  1. Сообщить об этом учителю и школьному психологу, постарайтесь сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации.
  1. Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправляйте его на следующий день в школу.
  1. При сильно  пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.

Постараемся вместе сделать жизнь ребенка в школе безопасной!

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».