24 мая - День славянской письменности и культуры

16.05.2019

  Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник  весны - юный и древний - День славянской письменности и культуры. Ребят нашей школы он тоже не обошёл стороной . День славянской письменности и культуры отмечается не только в России, но и в других славянский государствах.  

   Проводят праздник в Украине, Беларуси, Болгарии. Объединение и восстановление духовных связей и культурных ценностей – важная составляющая общности славянских народов и сохранения памяти предков. Этот праздник имеет свои истоки от православных братьев Кирилла и Мефодия, которые принесли на нашу землю письменность и дали возможность народам развиваться и фиксировать информацию при помощи простого и удобного алфавита. Это позволило обучить грамоте даже простых людей. Таким образом, славянским народам удалось приблизиться к мировой цивилизации и стать более развитыми, в том числе культурно.

   Впервые на государственном уровне День славянской письменности и культуры был отмечен в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).

   16 марта 2010 года Президент Российской федерации подписал Указ № 323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры», выходом которого постоянным местом празднования была определена Москва.  

     В нашей школе проходят мероприятия и уроки, посвящённые Дню славянской письменности и культуры, где ребята узнают много нового.

       Особый интерес вызывает у ребят тот факт, что дети в XVIII   - XIX веках  учились грамоте при православном приходе, их отдавали в школу в день Святого  Наума. Дети начинали новый учебный год не 1 сентября по традиции, а 14 декабря. На урок учеников собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в прежние времена? Учитель разрешал присаживаться на лавку после того, как они трижды поклонятся  иконам и один раз в ноги учителю. Лавка находилась у окна, чтобы было больше света. Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука.  Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Писцы выполняли очень тяжелое занятие. Изо дня в день надо было аккуратно и внимательно выводить слова гусиными перьями. Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили  белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота  в те времена была доходным ремеслом. Дети узнали об истории появления печатного станка. На уроке изобразительного искусства  6 классе ребята узнали  о славянской азбуке, созданной святыми братьями, которая  послужила основой русской письменности и нарисовали красивые буквы, украсив их славянскими древними символами.

Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письмаКниги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что  на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами,  красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Послание, зашифрованное в азбуке.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!Хочу такой сайт

Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 16.05.2019

Дата обновления: 16.05.2019

Дата публикации: 16.05.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».