адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «ООШ № 5» ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «ООШ № 5» (далее – Школа) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (далее ― Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации
и планируемым результатам освоения АООП и Федеральной адаптированной
общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)-(далее ФАООП УО), утвержденной Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026.
АООП в Школе реализуется с отдельными учащимися в условиях класса.
В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-
туальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умс-
твенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых об-
разовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освое-
ния содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной от-
сталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования1
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных
связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;
формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико
ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.)
и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.2
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП образовательной организацией (далее ― Организация), а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации АООП Школой.
Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости
индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к
которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные
учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее -
ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.