адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП)

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБОУ «ООШ № 5» ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой

категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,

индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и

социальную адаптацию. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «ООШ № 5» (далее – Школа) разработана в

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

19.12.2014 № 1599 (далее ― Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации

и планируемым результатам освоения АООП и Федеральной адаптированной

общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)-(далее ФАООП УО), утвержденной Приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026.

АООП в Школе реализуется с отдельными учащимися в условиях класса.

В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-

туальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умс-

твенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых об-

разовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освое-

ния содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ

обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной от-

сталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный

потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях

отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и

структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие

личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности

(предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является

обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической

деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода

обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и

поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового

опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе

формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное

усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков

(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей

основу социальной успешности.

В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования1

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на

территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность

образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и

подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,

обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего

развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных

связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;

формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико

ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у

обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.)

и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Хочу такой сайт

на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие

внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными

областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий

содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий

возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,

способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной

деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что

позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и

активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.2

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые

результаты реализации АООП образовательной организацией (далее ― Организация), а

также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие

программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

программу формирования базовых учебных действий;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей

области;

программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни;

программу внеурочной деятельности;

программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и

множественными нарушениями развития (вариант 2).

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного

процесса, а также механизмы реализации АООП Школой.

Организационный раздел включает:

учебный план;

систему специальных условий реализации основной образовательной программы в

соответствии с требованиями Стандарта.

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым

достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и

итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости

индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к

которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные

учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных

обучающихся с умственной отсталостью.

АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность,

дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее -

ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций

психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по

результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации.

адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 151325621799860972593249704829105498913750279323 Директор/Заведующий Ширшова Зоя Егоровна Дата подписания документа 04.09.2025 13:39:19 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».