Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждено приказом МБОУ «ООШ № 5» от 30.08.2023 г. №167 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (вариант 1) на 2024-2025 учебный год Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год (далее – Учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, формы промежуточной аттестации. Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО); Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026; федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 № 254; Устава МБОУ «ООШ № 5». Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Естествознание, Человек и общество, Искусство, Физическая культура, Технологии. Основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика (Математика и информатика) Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология. Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, география. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Рисование (изобразительное искусство), Музыка. Рисование (изобразительное искусство). Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Предметная область «Технология». Учебные предметы: Ручной труд, Профильный труд. Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область» которая представлена Ритмикой, коррекционными занятиями по математике, русскому языку, логопедическими, психокоррекционными, дефектологическими занятиями. Основные задачи реализации содержания: Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные и дефектологические занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены: 2-4 кл.- «Функциональная грамотность», 5-6 кл. «Практическая география», «За страницами истории», 7-8 кл «Орфографический практикум», 8-9 кл. «Черчение», кроме того курсы внеурочной деятельности. Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации. На коррекционно-развивающую область отводится до 6 часов в неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности отводится до 4 часов в неделю в каждом классе. Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется расписанием занятий. Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5». Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. В первом классе без отметочного обучения. Годовая отметка во 2-9 классах выставляется на основе результатов четвертных/ полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок одной четверти; либо среднее арифметическое результатов четвертных/ полугодовых аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок более одной четверти/ полугодия. Округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть/полугодие. Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Общий объем учебной нагрузки 5-9 классы составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов (в соответствии с ФАООП УО). Предметные области Количество часов Всего Класс \Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Чтение Речевая практика I II III IV 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 12 15 8 2. Математика Математика 3 4 4 4 15 3. Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 4. Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Ручной труд 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 3 12 2 1 1 1 5 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 21 - 20 3 20 3 20 3 81 9 Функциональная грамотность Коррекционные занятия по математике Коррекционные занятия по русскому языку Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 3 3 3 90 6 6 6 6 24 логопедические занятия* ритмика развитие психомоторики и сенсорных процессов* дефектологические занятия* 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 8 4 8 4 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 16 Разговоры о важном Орлята России Логические задачи Школьный хор Эколята 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 2 2 1. Язык и речевая практика 5. Физическая культура 6. Технология *индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках должностных обязанностей, на основании заключения ПМПК. Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов (в соответствии с ФАООП УО). Предметные области Класс Количество часов Всего \Учебные предметы V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык 4 4 20 4 4 4 практика Чтение (Литературное 4 4 20 4 4 4 чтение) 2. Математика Математика 4 4 17 3 3 3 Информатика 3 1 1 1 3. Естествознание Природоведение 2 2 4 Биология 6 2 2 2 4. Человек и общество География 2 8 2 2 2 Основы социальной жизни 2 2 10 2 2 2 Мир истории 2 2 История Отечества 6 2 2 2 5. Искусство Музыка 1 1 Рисование 2 2 (изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая 2 2 10 2 2 2 культура культура 7.Технология Профильный труд 6 6 33 7 7 7 Итого 27 28 139 28 28 28 2 2 7 Часть, формируемая участниками 1 1 1 образовательных отношений: Основы безопасности и защиты Родины 2 1 1 Основы духовно-нравственной культуры народов 1 1 2 России Практическая география 1 1 3 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 529 30 149 30 30 30 дневной учебной неделе) 6 6 30 Коррекционно-развивающая область 6 6 6 (коррекционные занятия и ритмика): Логопедические занятия (включая коррекцию и 1 1 5 1 1 1 развитие познавательной деятельности)* Психокоррекционные занятия * 1 1 5 1 1 1 Дефектологические занятия * 1 1 5 1 1 1 Ритмика 1 1 5 1 1 1 Коррекционные занятия по математике 1 1 5 1 1 1 Коррекционные занятия по русскому языку 1 1 5 1 1 1 4 4 20 Внеурочная деятельность: 4 4 4 Разговоры о важном 1 1 5 1 1 1 Россия – мои горизонты 1 4 1 1 1 Домашний мастер 1 1 Я подарю тебе Урал 1 1 5 1 1 1 Мир информатики 1 1 ЮИД 1 1 Школьный хор 1 1 Юнармия 2 1 1 *индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках должностных обязанностей, на основании заключения ПМПК.