Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обновленная по ФОП от 16.11.2022г)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Адрес: 623780 Свердловская область, Артёмовский район, с. Большое Трифоново,
улица Совхозная, 4 А Телефон: 8(34363) 47-2-30 artschool5@mail.ru.

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2023

Утверждаю
Директор МБОУ «ООШ № 5»
____________З.Е. Ширшова
Приказ №167 от 30.08.2023г.

Основная образовательная программа
основного общего образования
(в соответствии с федеральной образовательной программой
основного общего образования, утвержденная приказом
Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993)

Содержание
Общие положения …………………………………………………………………….…….3
1. Целевой раздел АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7)…………………………………………………………………………….……...3
1.1. Пояснительная записка ...................................... ……………………….…………3
1.1.1.Цели реализации АОП ООО………………………………………………………..3
1.1.2. Принципы АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7)…………………………………………………………………………………….5
1.1.3. Возрастные и психологические особенности обучающихся с задержкой
психического развития……………………………………………………………………….5
1.2. Планируемые результаты освоения АОП ООО……………………………………..6
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО……8
1.3.1. Объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения
диагностических мероприятий……………………………………………………………….9
1.3.2. Основные направления и цели оценочной деятельности………………………….9
1.3.3. Системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы………………..10
1.3.4. Формы оценки…………………………………..……………………………………12
1.3.5. Требования к организации проектной деятельности…………………………………13
1.3.6. Предметные результаты освоения АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7).13
2. Содержательный раздел АОП ООО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7)…………………………………………………………… …………….17
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей...............................................................................................17
2.1.1.Русский язык (Приложение № 1)
2.1.2. Литература(Приложение №2)
2.1.3. Английский язык (Приложение № 3)
2.1.4. История (Приложение №4)
2.1.5. Введение в Новейшую историю России (Приложение № 5)
2.1.6. Обществознание (Приложение № 6)
2.1.7. География (Приложение № 7)
2.1.8. Математика (Приложение № 8)
2.1.9. Вероятность и статистика (Приложение № 9)
2.1.10. Информатика (Приложение № 10)
2.1.11. Физика (Приложение № 11)
2.1.12. Биология (Приложение № 12)
2.1.13. Химия (Приложение № 13)
2.1.14.Изобразительное искусство (Приложение № 14)
2.1.15.Музыка (Приложение № 15)
2.1.16. Технология (Приложение № 16)
2.1.17. Физическая культура (Приложение № 17)
2.1.18. Основы безопасности жизнедеятельности (Приложение № 18)
2.2.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся ………17
2. 3.Программа воспитания (Приложение № 19)……………………………………………..17
2.4. Программа коррекционной работы ……………………………………………………. 18
3. Организационный раздел ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7)…………………………………………………………………………. 19
3.1. Учебный план адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)…………19
3.2. Календарный учебный график…………………………………………………………..26
3.3 План внеурочной деятельности ……………………………………………………….. 27
3.4. Календарный план воспитательной работы ………………………………………… 36

0

Общие положения
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП ООО)
предназначена для сопровождения деятельности МБОУ «ООШ № 5» и отражает варианты
конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
МБОУ «ООШ № 5» осуществляет образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего
образования.
МБОУ «ООШ № 5», в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ, разработало
вариант АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7);
При разработке АООП ООО МБОУ «ООШ №5» предусмотрело непосредственное
применение при реализации обязательной части АООП ООО федеральных рабочих
программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История",
"Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".
1.Целевой раздел АОП ООО для обучающихся с задержкой психического

развития (вариант 7)
1.1. Пояснительная записка.
АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представляет
собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и
социализации обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных
потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно
освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации
специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
1.1.1.

Целями реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:

организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и
планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
организация деятельности педагогических работников образовательной организации по
1

созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
Достижение поставленных целей реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного
и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
достижение планируемых результатов освоения АОП ООО обучающимися с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного и социализирующего
потенциала образовательной организации, инклюзивного подхода в образовании,
обеспечению индивидуализированного психологопедагогического сопровождения
каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством
включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в
общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
организация творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
организация
социального
и
учебно-исследовательского
проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников,
психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями,
организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

2

АОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает следующие принципы и подходы:
принцип учета ФГОС ООО: АОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС
ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
основного общего образования;
принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации ФАОП ООО определяет право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АОП ООО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: АОП ООО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с
ЗПР с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения,
на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: АОП ООО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических
требований.
1.1.3. АОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной
саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших
психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной
деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только
познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует
учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной
сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
3

АОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с задержкой
психического развития получают образование, соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, планируемым результатам основного
общего образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5
- 9 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых
образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть
увеличен, но не более, чем до шести лет. В этом случае обучение может быть
организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной
организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая
корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору
содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным
предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
с ЗПР могут разрабатываться индивидуальные учебные планы в пределах осваиваемой
образовательной программы основного общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации .
1.2.Планируемые результаты освоения АОП ООО.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
задержкой психического развития АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7)
соответствуют ФГОС ООО с учетом их особых образовательных потребностей.
При проектировании планируемых результатов реализуется индивидуальнодифференцированный подход как один из ведущих в процессе образования обучающихся
с ЗПР.
При проектировании планируемых предметных результатов по отдельным
предметам необходимо учитывать особые образовательные потребности и возможности
обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения
дополняются результатами освоения ПКР:

обучающимися

с

ЗПР

АООП

ООО

1) результатами достижения каждым обучающимся сформированное конкретных качеств
личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций,
способности к социальной адаптации в обществе, в том числе:
сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностносмысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом моральнонравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к соблюдению прав и
обязанностей гражданина Российской Федерации; социальные компетенции, включая,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
значимость расширения социальных контактов, развития межличностных отношений при
соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в
социуме;
сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной
познавательной деятельности;

4

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
способность повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха;
способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном,
коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить
достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
Значимым личностным результатом освоения АОП ООО для обучающихся с ЗПР,
отражающим результаты освоения коррекционных курсов и Программы воспитания,
является сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, обеспечивающих адаптацию
обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды;
2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач собственной
учебной и познавательной деятельности;
планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных способов
решения учебных, познавательных и задач, а также задач социальной практики;
самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами,
осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и деятельности
других обучающихся в процессе достижения результата, определением способов действий
в рамках предложенных условий и требований; принятием решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; корректированием
собственных действий с учетом изменяющейся ситуации; оцениванием правильности
выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
планированием и регуляцией собственной деятельности;
умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей, для
решения учебных и познавательных задач;
умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логическое рассуждение,
делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать
выводы;

5

созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и схем для
решения учебных и познавательных задач;
организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим
работником и сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности
индивидуально и в группе;
соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с
учетом коммуникативной ситуации и речевых партнеров;
использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей;
активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний,
аргументации и доказательстве собственного мнения;
самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования позиций и
учета интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения;
распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать возможные
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использованием информационно-коммуникационных технологий;
экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации;
3) достижениями планируемых предметных результатов образования и результатов
коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы, в том числе:
освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной
предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях;
формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами;
освоением междисциплинарных учебных программ: "Формирование универсальных
учебных действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы
учебно-исследовательской и проектной деятельности"; учебных программ по предметам
учебного плана;
применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет),
обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, в том числе при подготовке презентаций для устных ответов
(например, выступлений).
1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АОП ООО.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее

6

основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АОП ООО для
обучающихся с ЗПР создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные
условия могут включать:
особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на
работу;
организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения
времени, отводимого на выполнение работы;
предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры
в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и
контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей обучающегося с ЗПР;
большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося
с ЗПР;
адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок
по грамматическому и семантическому оформлению, особое построение инструкции,
отражающей этапность выполнения задания);
отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
1.3.1. Объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения
диагностических мероприятий определяется психолого-педагогическим консилиумом
образовательной организации и вносится в специальный раздел индивидуального
образовательного маршрута, доводится до сведения педагогических работников,
родителей (законных представителей), администрации в соответствие с установленными
правилами образовательной организации.
1.3.2. Основными направлениями
образовательной организации являются:

и

целями

оценочной

деятельности

в

оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как

7

основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов
деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности
аккредитационных процедур.

образовательной

организации

как

основа

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися АОП ООО для обучающихся с ЗПР. Система оценки
включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования;
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
1.3.3. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей,
отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;

8

использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе
исследовательских) и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том
числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку достижения
планируемых
результатов
освоения
образовательной
программы,
которые
устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных
результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в
образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной
организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественнополезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных
предметов.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР, которые
отражают
совокупность
познавательных,
коммуникативных и
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
а
также
систему междисциплинарных
(межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование,
кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы
решения задач);
коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности, учитывать
9

разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером);
регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания)
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и
периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического
совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе
и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой
грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий.
Оценка формирования сферы жизненной (социальной) компетенции может проходить на
основе метода экспертных оценок.
1.3.4. Формы оценки:
для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов выполнения
групповых и (или) индивидуальных учебных проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем
один раз в два года. Оценка достижения метапредметных результатов обучающегося с
ЗПР должна быть направлена, прежде всего, на получение информации об
индивидуальном прогрессе обучающегося в достижении образовательных результатов.
Важно также обеспечить индивидуализацию этапности освоения метапредметных
результатов в связи с особенностями развития обучающегося с ЗПР.
Групповые и (или) индивидуальные учебные проекты (далее - проект) выполняются
обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты
о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
10

искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту.
1.3.5. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются образовательной организацией с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Проект оценивается по следующим критериям:
сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в. умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других;
сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность
регулятивных универсальных учебных действий:
умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
1.3.6. Предметные результаты освоения АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант
7) с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на
успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися
планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с
использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а
также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной
грамотности, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
Обобщенный критерий "знание и понимание" включает знание и понимание роли
изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.

11

Обобщенный критерий "применение" включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных
действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при
решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в
реальной жизни.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к
АООП ООО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с
учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с
целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на уровне
основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки
динамики образовательных достижений обучающихся с ЗПР.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающегося с ЗПР в освоении программы учебного предмета.

12

Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учетом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка
уровня
профессионального
мастерства
педагогического
работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего
мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции
учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации
педагогического работника.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АОП ООО для обучающихся с ЗПР должна предусматривать оценку достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения ПКР.
Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный
характер, в связи с чем может определяться индивидуальными программами развития
обучающихся с ЗПР.
Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР предполагает:
проведение специализированного комплексного психолого-педагогического обследования
каждого обучающегося с ЗПР, в том числе показателей развития познавательной,
эмоциональной, регуляторной, личностной, коммуникативной и речевой сфер,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную
деятельность и социальную адаптацию, при переходе на уровень основного общего
образования (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе), а также не реже
одного раза в полугодие;
систематическое осуществление психолого-педагогических наблюдений в учебной и

13

внеурочной деятельности;
проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие);
изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников и
родителей (законных представителей) (проводится при переходе на уровень основного
общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).
Изучение достижения каждым обучающимся с ЗПР планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками в том числе учителями-дефектологами,
педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителямипредметниками, классными руководителями.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР, в том числе расширения
сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов) и родителей обучающегося. Данная процедура осуществляется
на заседаниях психолого-педагогического консилиума и объединяет всех участников
образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения
обучающимися с ЗПР ПКР не выносятся на итоговую оценку.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает
психолого-педагогический консилиум образовательной организации на основе анализа
материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации
для дальнейшего обучения.

14

2.Содержательный раздел АОП ООО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7)
2.1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
2.1.1 РУССКИЙ ЯЗЫК (Приложение № 1)
2.1.2 ЛИТЕРАТУРА (Приложение № 2)
2.1.3 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК (Приложение № 3)
2.1.4 ИСТОРИЯ (Приложение № 4)
2.1.5 Введение в Новейшую историю России (Приложение № 5)
2.1.6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (Приложение № 6)
2.1.7 ГЕОГРАФИЯ (Приложение № 7)
2.1.8 МАТЕМАТИКА (Приложение № 8)
2.1.9.ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (7—9 КЛАССЫ) (Приложение № 9)
2.1.10 ИНФОРМАТИКА (Приложение № 10)
2.1.11 ФИЗИКА (Приложение № 11)
2.1.12 БИОЛОГИЯ (Приложение № 12)
2.1.13 ХИМИЯ (Приложение № 13)
2.1.14 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (Приложение № 14)
2.1.15 МУЗЫКА (Приложение № 15)
2.1.16 ТЕХНОЛОГИЯ (Приложение № 16)
2.1.17 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (Приложение № 17)
2.1.18 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8-9 КЛАССЫ)
(Приложение № 18)
2.2.

Программа формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР
ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представлена в
Приложении к настоящей АОП ООО.
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с
учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер
обучающегося с ЗПР.
Универсальные учебные познавательные действия: по отношению к обучающимся
с ЗПР предметом особого коррекционного внимания является формирование приемов
мыслительной деятельности и соответствующих логических операций, обусловленное
сниженным уровнем развития словесно-логических форм мышления.
Универсальные учебные коммуникативные действия: по отношению к обучающимся с
ЗПР особую значимость представляет расширение коммуникативного репертуара,
формирование навыков гибкости общения, соотносимых с контекстом социальнокоммуникативной ситуации, развитие речевых компетенций и связной речи.
Универсальные учебные регулятивные действия: по отношению к обучающимся с ЗПР
саморегуляция познавательной деятельности, поведения и эмоционального реагирования
является предметом особого коррекционного внимания. Формирование саморегуляции у
обучающихся с ЗПР является обязательным сквозным направлением в образовательном и
коррекционном процессе.
2.3. Программа воспитания.
Рабочая программа воспитания представлена в приложении N 19 к настоящей АОП ООО.

15

2.4. Программа коррекционной работы.
ПКР является неотъемлемым структурным компонентом АОП ООО для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7).
В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуальноориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ЗПР в освоении
АОП ООО с учетом их особых образовательных потребностей, социальную адаптацию и
личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и
преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним).
ПКР должна обеспечивать:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
направленности личности, профессиональных склонностей;
систему комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательнокоррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, включающего психолого-педагогическое обследование (на начало обучения в 5
классе - стартовая диагностика) и мониторинг динамики их развития, личностного
становления, проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий (на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной
организации), направленных на оказание специализированной индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи обучающимся в преодолении или
ослаблении основных нарушений познавательного и речевого развития, препятствующих
освоению образовательной программы, и социальную адаптацию обучающихся с ЗПР;
успешное освоение АООП ООО (вариант 7), достижение обучающимися предметных,
метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных
потребностей.
ПКР должна содержать:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
освоение ими АООП ООО (вариант 7);
описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, специальные учебные
пособия и дидактические материалы, специализированные компьютерные программы,
технические средства обучения, особенности проведения групповых и индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий;
описание основного содержания рабочих программ коррекционных курсов;
перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных
потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации
обучающихся с ЗПР, региональной специфики и особенностей образовательнокоррекционного процесса в образовательной организации.
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать

16

индивидуальные
образовательные
потребности
обучающихся
посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации образовательно коррекционного процесса.
ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП ООО.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования обучающимися,
в том числе обучение на дому и с применением дистанционных технологий. Степень
включенности специалистов в программу коррекционной работы устанавливается
образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и
содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на
основании заключения ППк и ПМПК.
Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в
образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия участников
образовательных отношений. Основным механизмом, обеспечивающим системность
помощи, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования, включает
следующие разделы:
ПКР представлена в приложении к настоящей АОП ООО.

3. Организационный раздел ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7)
3.1 Учебный план адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7).

4
5
6

7

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 5» основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (ООО для обучающихся с ЗПР) –
нормативно
правовой
акт,
устанавливающий
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, модулей, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их
промежуточной аттестации. В 2023-2024 учебном году реализуется в 5-7 классах,
обучающиеся с задержкой психического развития обучаются совместно с
обучающимися в общеобразовательных классах.
Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан на основе нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации "(с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и Санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
17

8

9

10

11
12
13
14

15

16

17

18

(или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28 января 2021 г. № 2.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2021г. N 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность";
- приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Адаптированной образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "ООШ № 5".
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5»
- Устав МБОУ «ООШ № 5».
Учебный план МБОУ «ООШ № 5» учитывает введение обязательных
предметных
областей,
предусмотренных
реализацией обновленных
ФГОС
ООО и выполнение основных задач реализации содержания предметных областей:
1.Изучение предметной области "Русский язык и литература», - языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования
российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей
понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при
помощи альтернативных средств коммуникации (представлена учебными предметами
«Русский язык», «Литература».
2. Изучение
предметной
области
"Иностранный
язык"
должно
обеспечить: приобщение к культурному наследию страны изучаемого английского
языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту
познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание
тесной связи между овладением
иностранным
языком
и
личностным,
социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной
иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой
для успешной социализации
и самореализации; обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной
речи, правилами речевого этикета (представлена учебными предметами
«Иностранный язык (английский)»;
3. Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование
представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления
математической науки; формирование представлений о математике как части
общечеловеческой
культуры,
универсальном
языке
науки,
позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления (представлена учебными
предметами «Математика», «Алгебра», «Геометрия», "Вероятность и статистика",
«Информатика»);
4. Изучение предметной области "Общественно-научные предметы»
должно обеспечить: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных
принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим

18

19

20

21

22

мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными,
социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем (представлена
учебными предметами «История России, Модуль "Введение в Новейшую историю
России", "Всеобщая история", "География", «Обществознание») .
5. Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно
обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание
возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире,
постоянного
процесса
эволюции
научного
знания, значимости
международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к
решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы,
конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного
отношения к окружающей среде; формирование
умений
безопасного
и
эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных
измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе
учебных задач (представлена учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»);
6. Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры
народов России" (ОДНКНР) должно обеспечить: воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни
человека,
семьи
и
общества; формирование представлений об
исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в
становлении российской государственности. Представлена учебным предметом
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР»). Выбор
модуля, изучаемого в рамках курса ОДНКНР, осуществляется родителями
(законными
представителями)
учащихся
на
основании
письменных
заявлений, учебный модуль «Основы православной культуры».
7. Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного
мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать
им,
чувственно-эмоционально
оценивать
гармоничность
взаимоотношений
человека
с
природой
и выражать
свое отношение
художественными
средствами;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к
творческой
деятельности;
формирование
интереса
и
уважительного
отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам
мировой цивилизации, их сохранению и приумножению (представлена учебными
предметами «Музыка», «Изобразительное искусство»);
8. Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе

19

23

24

25

26
27
28
29

30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных
при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных
учебных действий; совершенствование умений
выполнения учебноисследовательской
и
проектной деятельности; формирование
представлений о социальных и этических аспектах научно -технического прогресса;
формирование
способности
придавать
экологическую
направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое
мышление в разных формах деятельности (представлена учебным предметом
«Технология»);
9. Изучение предметной области "Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить: физическое, эмоциональное,
интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом
исторической,
общекультурной
и
ценностной составляющей предметной
области;
формирование
и
развитие
установок
активного, экологически
целесообразного,
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
развитие
двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях
физической
подготовленности, формирование потребности в систематическом участии
в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление
связей
между
жизненным
опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей (представлена учебными предметами «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Физическая культура»).
Часть,
формируемая участниками
образовательного
процесса,
определяет содержание образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей).
На основании результатов изучения интересов и потребностей
обучающихся и их родителей (проведено анкетирование) часы части, формируемой
участниками образовательных отношений выделены на следующие предметы и курсы.
В 5, 6, 7, 8 классах введены следующие учебные курсы:
- Практикум по математике – 1 час;
- Орфографический практикум в 5,7,8 классах – 1 час, в 9 классе - 0,5 часа.
Содержание данных курсов направлено на развитие
функциональной грамотности обучающихся по направлениям: читательская
грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и
способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий
обучающихся.
В учебный план ООО ЗПР включена коррекционно-развивающая область. На
коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося
в зависимости от его потребностей (на основании заключения ПМПК).
В коррекционно-развивающую область включены курсы:
- логопедические занятия;
- психокоррекционные занятия;
- коррекционно-дефектологические занятия;
- коррекционные занятия по математике;
- коррекционные занятия по русскому языку.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.
Продолжительность урока в 5-9 классе 40 минут.
Трудоемкость учебного плана основного общего образования за 5 учебных лет не
может составлять менее 5058 часов и более 5848 часов).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
С целью профилактики переутомления в
календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.

20

Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
42 Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для
6 - 8 классов, 3,5 часа - для 9 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
43 Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день. Учебный год в образовательной организации
заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в
предыдущий рабочий день. Для 9 классов окончание учебного года определяется
ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
44
45 Формы промежуточной аттестация обучающихся.
46 Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в
соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ
«ООШ № 5».
47 Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой за учебный год.
48 Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка в 5-9 классах
выставляется на основе результатов четвертных/ полугодовых промежуточных
аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если
учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок одной
четверти; либо среднее арифметическое результатов четвертных/ полугодовых
аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался
учащимся в срок более одной четверти/ полугодия. Округление результата проводится
в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть/полугодие.

21

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО для обучающихся с ЗПР (5-9
классы)
Предметные области
Учебные предметы
классы
V
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык
5
Литература
3
Иностранные языки
Иностранный язык
3
(английский)
Математика и информатика Математика
5
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
Общественно-научные
История России. Модуль
предметы
"Введение в Новейшую
историю России"
Всеобщая история.
2
Обществознание
География
1
Естественнонаучные
Физика
предметы
Химия
Биология
1
Основы духовноОсновы духовно1
нравственной культуры
нравственной культуры
народов России
народов России
Искусство
Изобразительное
1
искусство
Музыка
1
Технология
Технология
2
Физическая культура и
Физическая культура
2
основы безопасности
Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого
27
Часть, формируемая участниками образовательных
2

Количес
VI
6
3
3
5

2
1
1

1
1

1
1
2
2

29
1

22

отношений
Практикум по математике
Орфографический практикум
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая область*:
Логопедические занятия*
Психокоррекционные занятия*
Коррекционно-дефектологические занятия*
Коррекционные занятия по математике
Коррекционные занятия по русскому языку
Внеурочная деятельность
49

1
1
34
986
29

1

34
1020 1
30

5
1
1
1
1
1
2

5
1
1
1
1
1
2

*индивидуальные
и
групповые
коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках
должностных обязанностей, на основании заключения ПМПК.

23

3.2. Календарный учебный график
Организация
образовательной
деятельности
осуществляется по учебным четвертям. Режим работы в
МБОУ «ООШ № 5» 5-дневная учебная неделя с учетом
законодательства Российской Федерации.
Продолжительность учебного года при получении
основного общего образования составляет 34 недели.
Учебный год в МБОУ «ООШ № 5» начинается 1
сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в
этом случае учебный год начинается в первый, следующий за
ним, рабочий день.
Учебный год в МБОУ «ООШ № 5» заканчивается 20
мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом
случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий
день. Для 9 классов окончание учебного года определяется
ежегодно в соответствии с расписанием государственной
итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в федеральном
календарном
учебном
графике
предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I
четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9 классов), II четверть - 8
учебных недель (для 5 - 9 классов), III четверть - 10 учебных
недель (для 5 - 9 классов), IV четверть - 8 учебных недель
(для 5 - 9 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных
дней (для 5 - 9 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных
дней (для 5 - 9 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9
календарных дней (для 5 - 9 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8
недель.

24

Продолжительность урока 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет н
менее 10 минут, большой перемены (после 3 и 4 урока) - 20
минут.
Продолжительность перемены между урочной и
внеурочной деятельностью должна составлять 20 минут, за
исключением
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, обучение которых осуществляется
по специальной индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и
недельной умственной работоспособности обучающихся и
шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объем
максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для
обучающихся 7 - 9 классов - не более 7 уроков.
Занятия начинаются 830 часов утра и заканчиваются 1530
часов.
Занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом дополнительных занятий и
последним уроком необходимо организовывать перерыв
продолжительностью 20 минут.
Календарный учебный график МБОУ «ООШ № 5»
составляется с учетом мнений участников образовательных
отношений, региональных и этнокультурных традиций,
плановых мероприятий учреждений культуры региона и
определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)
по календарным периодам учебного года.
3.3. План внеурочной деятельности
Внеурочная

деятельность

направлена на

достижение

25

планируемых результатов освоения АОП ООО (личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах,
отличных от урочной.
Внеурочная деятельность
частью АОП ООО.

является

неотъемлемой

План внеурочной деятельности представляет собой
описание
целостной
системы
функционирования
образовательной
организации
в
сфере
внеурочной
деятельности и может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам
образовательной программы (учебные курсы, учебные
модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью
удовлетворения
различных
интересов
обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР;
2) внеурочную деятельность по формированию
функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой)
обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные
кружки, факультативы, ученические сообщества, в том числе
направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся,
через организацию социальных практик (в том числе
волонтерство), включая общественно полезную деятельность,
профессиональные
пробы,
развитие
глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков,
практическую подготовку, использование возможностей
организаций
дополнительного
образования,
26

профессиональных
образовательных
организаций
и
социальных партнеров в профессионально-производственном
окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на
реализацию комплекса воспитательных мероприятий на
уровне образовательной организации, класса, занятия, в том
числе в творческих объединениях по интересам, культурные
и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
5)
внеурочную
деятельность
по
организации
деятельности
ученических
сообществ
(подростковых
коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов;
детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на
организационное
обеспечение
учебной
деятельности
(организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению
успешной
реализации
образовательной
программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на
организацию педагогической поддержки обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на
обеспечение благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья
школьников, безопасных межличностных отношений в
учебных
группах,
профилактики
неуспеваемости,
профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой,
27

социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности
используется все многообразие доступных объектов
отечественной
культуры,
в
том
числе
наследие
отечественного кинематографа.
Наследие
отечественного
кинематографа
может
использоваться как в качестве дидактического материала при
реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть
основной для разработки курсов внеурочной деятельности,
посвященной этому виду отечественного искусства.
Количество часов, выделяемых на внеурочную
деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне
основного общего образования не более 1 750 часов, в год не более 350 часов.
Величина
недельной
образовательной
нагрузки
(количество занятий), реализуемой через внеурочную
деятельность, определяется за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но
не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются
на
обязательные
коррекционные
курсы
и,
при
необходимости,
на
дополнительные
коррекционноразвивающие занятия, в соответствии с программой
коррекционной работы.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается
перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1
(2) количества часов. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на
базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
Один

час в неделю рекомендуется отводить на

28

внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены
на развитие ценностного отношения обучающихся к своей
родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции
личности
обучающегося,
необходимой
ему
для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о
важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим
прогрессом
и
сохранением
природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности должна
быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся с ЗПР.
В зависимости от решения педагогического коллектива,
родительской общественности, интересов и запросов детей и
родителей (законных представителей) в образовательной
организации могут реализовываться различные модели плана
внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной
деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности;

29

модель плана с преобладанием педагогической
поддержки обучающихся с ЗПР и работы по обеспечению их
благополучия в пространстве общеобразовательной школы;
модель
плана
с
преобладанием
деятельности
ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Формы
реализации
внеурочной
деятельности
образовательная организация определяет самостоятельно.
Выбор форм организации внеурочной деятельности для
обучающихся с ЗПР подчиняется следующим требованиям:
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих непосредственное активное участие
обучающегося с ЗПР в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
организация
проектной
и
исследовательской
деятельности (в том числе экспедиции, практики), экскурсий
(в музеи, парки, на предприятия и другие), походов, деловых
игр и другое;
учет специфики познавательной и коммуникативной
деятельности обучающихся с ЗПР, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
обеспечение
гибкого
режима
(продолжительность, последовательность);

занятий

использование форм организации, предполагающих
использование средств ИКТ.
В зависимости от конкретных условий реализации
основной
общеобразовательной
программы,
числа
обучающихся, их возраста и уровня психосоциального
развития допускается формирование учебных групп из
обучающихся разных классов в пределах одного уровня

30

образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности
образовательной организацией может предусматриваться
использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного
образования
соответствующей
направленности,
осуществляющих
лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные
организации,
образовательные
организации
высшего
образования, научные организации и иные организации,
обладающие необходимыми ресурсами.

Количество часов в
неделю
5
1

6
1

7
1

8
1

9
1

Всего

Направле
Содержан
ние
ие и форма
внеурочн деятельност
ой
и
деятельн
1.ости
Разговоры
Информацио о
нноважном
просветител
ьские
занятия
патриотичес
кой,
нравственно
йи
экологическ
ой
направленно
сти
"Разговоры
о важном"

5

31

2. Занятия
по
формирован
ию
функционал
ьной
грамотности
обучающихс
я

Читательск
ая
Основы
грамотность
финансовой
грамотность
Математич
еская
грамотность

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

3.
Занятия,
направленн
ые на
удовлетв
4.
Занятия,
связанные с
реализацией
особых
орение
интеллектуа
профориента
льных
и
ционных
социокульту
интересов и
рных
потребносте
потребносте
й
й
обучающихс
я обучающи
хся

Основы
Професси
онального
Профорие
самоопред
нтация
Мир
еления
информатик
и
Я подарю
тебе Урал

1

5.

1

3

1

1

Практичес
кая
география

1
1

1

1

2

1

1

1

4

1

Человек и
право

Домашний
мастер

1

2

1

1

1

2

1

32

Занятия,
Проектная
направленн
деятельность
ые на
удовлетворе
ние
интересов и
потребносте
й
обучающихс
яв
творческом
и
физическом
развитии,
помощь в
самореализа
6. Занятия,
Юнармия
ции,
направленны
раскрытии и
еразвитии
на
удовлетворе
способносте
ние
й и талантов
социальных
интересов и
потребносте
й
обучающихс
я, на
педагогическ
ое
сопровожден
ие
деятельност
и социально
ориентирова
нных

1

1

1

1

2

1

3

33

ученических
сообществ,
детских
общественн
ых
объединений
, органов
ученическог
о
самоуправле
ния, на
организацию
совместно с
обучающими
ся комплекса
мероприятий
воспитатель
ной
направленно
сти.

Итого к
финансиров
анию

Театральн
ая студия

7

1

1

1

8

8

8

3

8

39

3.4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Пояснительная записка
Календарный план воспитательной работы является
единым для МБОУ «ООШ № 5» .
Календарный план воспитательной работы реализуется
в рамках урочной и внеурочной деятельности.
МБОУ «ООШ № 5» наряду с календарным планом
34

воспитательной работы проводит иные мероприятия согласно
рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям
воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День
солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения
грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской
Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день
инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День
освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти"
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв
Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-

35

фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта:
Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской
Федерации;
27 августа: День российского кино.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».