Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Приложение к адаптированной
образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
утверждено приказом директора МБОУ «ООШ № 5»
от 28.08.2025 г. № 251
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся с задержкой психического развития
(5-9 классы)
на 2025-2026 учебный год
Учебный план для обучающихся с задержкой психического здоровья
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 5» основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (ООО для обучающихся с ЗПР) –
нормативно правовой акт, устанавливающий перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, модулей, иных видов
учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации. В 2025-2026
учебном году реализуется в 5-9 классах, обучающиеся с задержкой психического развития
обучаются совместно с обучающимися в общеобразовательных классах.
Учебный план на 2025-2026 учебный год разработан на основе нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
"(с изменениями и дополнениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (с изменениями от 30.08.2024г. № 10) и
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28 января 2021 г. № 2.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 26 июня 2025 г. N 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 г. № 704 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 г. № 467 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования";
- приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программой основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Адаптированной образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "ООШ № 5".
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5»
- Устав МБОУ «ООШ № 5».
Учебный план МБОУ «ООШ № 5» обеспечивает реализацию требований
ФГОС. Определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации
образовательной деятельности, предусмотренной Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы:
- "Русский язык» , « Литература» - лежащие в основе человеческого общения,
формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том
числе при помощи альтернативных средств коммуникации;
- "Иностранный язык" воспитание ценностного отношения к иностранному языку
как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранным языком и личностным,
социальным и профессиональным ростом; формирование
коммуникативной
иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для
успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в
соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
-Учебный предмет «Информатика", "Математика» включает в себя учебные курсы
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», обеспечивают осознание значения
математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о
социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления;
-Учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России, Модуль
"Введение в Новейшую историю России», «История нашего края», "Всеобщая история"
формируют
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы обучающихся,
личностных
основ
российской
гражданской
идентичности,
социальной
ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
- «Обществознание», "География",
понимание основных принципов жизни общества,
роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими
явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном
мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения;
- «Физика», «Химия», «Биология» обеспечивает формирование целостной научной
картины мира; понимание возрастающей роли естественных
наук и научных
исследований в современном мире, овладение научным подходом к решению
различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями
жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- «Музыка», «Изобразительное искусство» обеспечивают осознание значения искусства
и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных
творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к
культурному наследию и ценностям народов России;
- «Труд (технология)» обеспечивает развитие инновационной творческой деятельности
обучающихся
в
процессе
решения прикладных учебных задач; активное
использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
- «Физическая культура» обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и
социальное развитие личности
обучающихся
с
учетом
исторической,
общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование
и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного
образа
жизни;
развитие двигательной активности обучающихся,
достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и
показателях физической подготовленности,
формирование
потребности
в
систематическом
участии
в
физкультурно-спортивных
и оздоровительных
мероприятиях;
- «Основы безопасности и защиты Родины» обеспечивает развитие установок
активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
и защиты Родины.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей).
На основании результатов изучения интересов и потребностей, обучающихся и их
родителей (проведено анкетирование) часы части, формируемой участниками
образовательных отношений включают следующие предметы и курсы:
- Практическая география в 5,6 –1 час; - Орфографический практикум в 7,8 классах –1
час; Практикум по математике в 5, 6, 7, 8 кл. – 1ч., 9 кл.- 0,5 ч.
Содержание данных курсов направлено на развитие функциональной грамотности
обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность и способствуют развитию коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся.
В учебный план ООО ЗПР включена коррекционно-развивающая область. На
коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в
зависимости от его потребностей (на основании заключения ПМПК).
В коррекционно-развивающую область включены курсы:
- логопедические занятия;
- психокоррекционные занятия;
- коррекционно-дефектологические занятия;
- коррекционные занятия по математике;
- коррекционные занятия по русскому языку.
Трудоемкость учебного плана основного общего образования за 5 учебных лет не
может составлять менее 5338 часов и более 5848 часов).
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6 8 классов, 3,5 часа - для 9 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в
соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ООШ № 5».
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка в 5-9 классах
выставляется на основе результатов четвертных/ полугодовых
промежуточных
аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если
учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок одной четверти;
либо среднее арифметическое результатов четвертных/ полугодовых аттестаций в случае,
если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался учащимся в срок более
одной четверти/ полугодия. Округление результата проводится в сторону результатов
промежуточной аттестации за последнюю четверть/полугодие.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования для обучающихся с ЗПР (5-9 классы)
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной учебной недели
(вариант 1)
Учебные предметы классы
V
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Всеобщая история.
История России.
История нашего края
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты Родины
Адаптивная физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Практическая география
Орфографический практикум
Практикум по математике
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
нормами
Коррекционно-развивающая область*:
Логопедические занятия*
Психокоррекционные занятия*
Коррекционно-дефектологические занятия*
Коррекционные занятия по математике
Коррекционные занятия по русскому языку
Внеурочная деятельность
Количество часов в неделю
VI
VII VIII
IX Всего
5
3
3
6
3
3
5
5
4
2
3
3
3
3
21
13
15
3
2
1
1
2
3
2
1
1
2,5
10
9
6
3
3
13,5
1
2
2
2
2
1
2
3
2
2
1
1
1
2
31
2
1
1
2
32,5
0,5
2
8
7
4
7
3
4
8
2
10
148,5
8,5
1
1
1
1
1
0,5
34
34
34
34
1020 1088 1122 1122
2
2
4,5
34
5338
2
2,5
3
2
1
1
2,5
1
0,5
0,5
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
27
2
2
28
2
2
30
2
1
1
1
34
986
3
2
3
29
30
32
33
33
157
5
1
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
2
25
5
5
5
5
5
10
*индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами в рамках должностных
обязанностей, на основании заключения ПМПК.