Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно
– спортивной направленности: «Лыжная подготовка» .
1.
Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29
декабря
2012
г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г. №
1726-р
(Далее
–
Концепция).
3.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
29
августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ №
1008)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№
2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»
(Далее
–
Приказ
№
2)
5.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
составлена на основе программа – методических материалов: Раменская Т.И. Теория и
методика избранного вида спорта (лыжные гонки): рабочая программа дисциплины ФГОС
ВПО, А.Г. Баталов. – М%; РГУФКСМ иМ(ГЦОЛИФК), 2011год.
Направленность образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно –
спортивной направленности: «Лыжная подготовка»
представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям лыжного спорта;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
- воспитание черт спортивного характера;
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия пи одноопорном
скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными
способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в
облегченных условиях. Обучение техники спуска со склонов высокой, средней и низкой
стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим,
скользящим беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом»,
2
соскальзыванием, падением. Обучение поворотом на месте и в движении. Знакомства с
основными элементами конькового хода.
Актуальность:
Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у
подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и
быстрота, выдержка. Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную
активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих
заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается
работоспособность. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа
секции способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Адресат общеобразовательной программы являются учащиеся в возрасте 9-10 лет.
Физического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок, век акселерации
молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме подростка на его
психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно актуальной. Так
называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши дети) - это то время,
когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные способности и становятся более
независимыми. Поэтому они нуждаются в организации условий для применения этой
активности. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети в этот период
способны научиться плавать, играть в баскетбол, танцевать и играть на музыкальных
инструментах. В этот период такие групповые виды спорта, как футбол, волейбол, приобретают
особое значение благодаря улучшению координации движений и физической ловкости.
В среднем детстве происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с
первыми двумя годами жизни. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а его рост равен
106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который
длится примерно до 9 лет у девочек идо 11 лет у мальчиков, то есть до того времени, когда
начинается скачок роста. Девочки немного легче и ниже мальчиков, однако затем темпы их
роста резко увеличиваются, благодаря интенсивным гормональным изменениям,
начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. После 9 лет рост девочек начинает опережать
рост мальчиков, хотя известно, что некоторые девочки отстают по росту и весу от своих
сверстниц. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребенка и его восприятие себя,
самооценку - еще один пример взаимодействия процессов физического и социального развития.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с
индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой,
семейными особенностями и т. д.
Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом
возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его
рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и женщин.
Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время
примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется,
так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Продолжается развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации.
Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот
период. Так, в возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это
расстояние увеличивается вдвое, а к 12 годам - втрое. Точность броска при этом также
повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но
дальность бросания при этом меньше, чем у мальчиков, что связано с отличиями в развитии
мышечной системы. Поэтому в 4-5 классе проведение уроков физической культуры
организуется раздельно.
Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников.
Возникает опасность отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой
координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в групповые игры, и они могут
продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость
сама собой исчезнет. Такую проблему надо вовремя увидеть взрослым и найти другие пути
реализации личности и повышения самооценки таких детей.
3
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 года с последующими изменениями;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от № 09-3242 «Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы);
- Письмо Министерства просвещения РФ от N ГД-39/04 «О направлении методических
рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от СП 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Отличительные свойства программы состоит в том, что программа адаптирована к
занятиям с учетом возраста обучающихся, а также в особом распределении программного
материала.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании в школе особой
развивающей среды для выявления и развития возможностей детей в лыжном спорте,
приобщения обучающихся, независимо от возраста, пола и физической подготовки к занятиям
спортом вообще, что может способствовать не только их дальнейшему физическому
совершенствованию, но и приобщению к здоровому образу жизни в целом, раскрытию и
формированию лучших человеческих качеств.
Базовый уровень программы, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения материала. Данная программа является модифицированной,
разработана на основе существующих программ по лыжным гонкам, разноуровневой и
реализуется с учётом учебно-воспитательных условий и возрастных особенностей
обучающихся.
Адресат программы - обучающиеся 6 -8летРост и вес. В 6–7 лет наступает период
первого вытяжения, во время которого наблюдается значительное увеличение длины тела (за
год дети прибавляют в росте на 8–10 см). Вес в этот период возрастает относительно менее
интенсивно.
Опорно-двигательная система. В костной ткани преобладают органические
элементы, чем обусловлена большая эластичность скелета детей и лёгкое возникновение
деформаций его при длительных напряжённых и неправильных положениях тела. У ребёнка
6–8 лет ещё слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и
фаланг пальцев.
Мышечная система. К 7 годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы (плеча,
предплечья, бедра и др.), но мелкие (например, мышцы кистей рук) оказываются ещё
неразвитыми. В связи с этим к 7–8 годам дети овладевают основными видами естественных
движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с участием
мелких мышц ещё недостаточно выражена.
4
Сердечно-сосудистая система. В 6–7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой
системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15–20-минутная учебная
нагрузка вызывает серьёзное напряжение сердечно-сосудистой системы. 4
Дыхательная система. Характерной особенностью детей дошкольного возраста
является преобладание поверхностного дыхания. Формирование лёгких в этом возрасте ещё
не окончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнимо узки, что затрудняет поступление
воздуха в лёгкие.
Нервная система. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой
зрелости, но функциональные показатели ещё далеки от совершенства. Сила и
уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к
быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению.
9-10лет Физическое развитие. Для детей этого возраста характерен сравнительно
медленный и равномерный темп развития. Годовое увеличение роста равно в среднем 4 см,
веса — 2 кг.
Костная система. Окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не
завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Мышцы ещё не достаточно сильны,
особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном
положении, что приводит к нарушению осанки.
Мышцы сердца. Первоначально ещё слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных
сосудов относительно велик.
Вес мозга. В 9–10 летнем возрасте он почти достигает веса мозга взрослого человека и
увеличивается в среднем 1380 граммов. Происходит функциональное совершенствование
мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется
взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится
более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.
11-13 лет. Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от
13 до 14 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением
размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет
удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп
роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у
девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних
конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень
подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять
рост трубчатых костей в длину [6, с. 57]. В подростковом возрасте быстрыми темпами
развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей
массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная
масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет.
Занятия по лыжной подготовке помогают правильному развитию организма у детей данных
возрастов.
Режим занятий. Разработанная программа рассчитана на 5 лет обучения,
рассчитана на объем 170 часов в каждой возрастной группе:
6-7 лет по 1 занятию в неделю 34 часов занятия в год:
8 лет по 1 занятию в неделю
34 часов занятия в год:
9 лет по 1 занятия в неделю
34 часов занятия в год:
10 лет по 1 занятия в неделю 34 часов занятия в год:
11 лет по 1 занятия в неделю 34 часов занятия в год:
12 лет по 1 занятия в неделю 34 часов занятия в год:
13 лет по 1 занятия в неделю 34 часов занятия в год:
5
14 лет по 1 занятия в неделю
15 лет по 1 занятия в неделю
34 часов занятия в год:
34 часов занятия в год:
Форма обучения: игровой, повторный, индивидуальный план, групповые практические
занятия, самостоятельная.
Формы организации и планирования процесс: проведение спортивных праздников, и
соревнований, самостоятельных занятий.
Виды занятий: учебно –тренировочные занятия, соревновательные.
Формы подведения итогов реализации программы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной
направленности: «Лыжная подготовка»
после завершения обучения в группе проводится итоговые тестирования. (Приложение №1)
1. Участие в соревнованиях.
Школьных, городских,– согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
2. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты,
гибкости, выносливости, ловкости. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов.
Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км на время. Выполнение нормативов ГТО. Тесты на
выполнение легкоатлетических упражнений.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью
метода наблюдения и результатов тестов по освоению программы, выступает учитель
физической культуры.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели: - Создание условий для развития двигательной активности обучающихся, путем во
влечение их в регулярные занятия по лыжной подготовке.
- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся
- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Задачи:
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы занимающегося
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
- приобщение к здоровому образу жизни
- участия в состязаниях по лыжному спорту
3. Содержание общеразвивающей программы для адресатов 6-8лет, 9-10лет, 11- 14лет
Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут по разделам:
«Теоретическая подготовка», «Физическая подготовка», «Техническая подготовка»,
«Тактическая подготовка», «Контрольные испытания».
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На занятиях с
младшей группой целесообразно применение игрового метода. Поэтому, помимо игровых
заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр
на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном
процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и
развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего
применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения.
6
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических
занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта,
основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований.
Практические занятия входят общефизическую (ОФП) и специальную физическую
подготовку (СФП) при которой приобретаются и совершенствуются навыки техники и
тактики лыжного спорта.
На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонта
и хранения лыжного инвентаря , пользование лыжными мазями, на базе всесторонней
физической подготовке и развитие физических качеств изучается и совершенствуется
техника, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику – гонщику.
Тактическая подготовка выделяют четыре раздела « Планирование тактики, обучение и
составлению плана соревнований», « Распределение сил на дистанции», «Борьба с
противником непосредственном контакте (в условиях зрительной связи), овладение
приемами этой борьбы, «Гибкое владение техникой».
Контрольные испытания включают в себя нормативы контрольных упражнений,
обусловленных определенным возрастом, участия в соревнованиях разного уровня. Зачетные
критерии дифферинцируются по годам обучения, что является условием успешного
овладения программным материалом.
4. Планируемые результаты освоения программы «Лыжная подготовка»:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и
освоение социальной роли обучающегося;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
сочувствия другим людям;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определение наиболее эффективных способов достижения результата, общие цели и пути их
достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное
разрешение конфликтов посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
7
формирование первоначальных представлений о значении лыжной подготовки для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное),
о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умением организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность
(оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость,
координация движений, гибкость).
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
Теоретические
знания
Практические
знания
1.
Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в
России. Участие Российских спортсменов в
олимпийских играх и чемпионатах мира.
1
1
-
2.
Гигиена занятий и режим дня спортсмена
лыжника
1
1
-
3.
Основы техники лыжных гонок
3
3
-
4.
Основы методики обучения техники и тактики
лыжника
2
2
-
5.
Правила соревнований
1
1
-
6.
ОФП
16
-
13
7.
СФП
10
-
10
8.
Общие основы методики обучения техники и
тактики лыжника гонщика
9.
Участие в соревнованиях
10.
Выполнение контрольных требований и
нормативов
-
3
Итого:
8
26
Согласно календарному плану
Содержание программного материала
8
1-ый год обучения
Содержание программы.
1.
Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение
лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах
мира. Их лучшие результаты и достижения.
2.
Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные
процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.
3.
Основы техники лыжника-гонщика.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжникагонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
4.
Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений
основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов
передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.
5.
Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных
условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях,
вывихах, ранах, обморожении.
6.
Спортивная база, оборудование, инвентарь.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта Лыжные мази.
Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение
лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с
предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на
гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости.
Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений.
Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
8.
Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП.
Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на
развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами
техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с
гор и торможений.
7.
9.
Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на
лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага,
попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного,
одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений
основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение
9
горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений.
Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
10.
Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости,
быстроты, скоростно – силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в
годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в
годичном цикле.
Содержание образовательной программы
Учебный (тематический) план для адресатов 11 -15лет
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях
обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах
гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На
практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики
лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:
• Организационная
• Вводная
• Основная
• Заключительная
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую
дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие
упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов,
развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть
включает
восстанавливающие
упражнения
и
работу
с
инвентарем.
Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть
времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия
применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или
пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части
занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление,
восстанавливающий
бег.
В
течение
года
тренировки
проводятся
следующим
образом:
• В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных на
развитие
быстроты.
• В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и
прыжковые,
а
так
же
силовые
тренировки.
• В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы,
имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся
соревнования и контрольные испытания.
1-ый год обучения
№
Раздел
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие.
1
-
1
2
-
1
-
30
30
Инструктаж по охране труда
2
Основы знаний по лыжной
подготовке:
3
Техника передвижения на
10
лыжах:
3.1 Скользящий шаг
-
8
8
Попеременный двухшажный
ход
3.3 Спуск в стойке устойчивости
-
2
2
-
2
2
Подъемы
«елочкой»,
«полуелочкой»
«плугом»,
3.5 Торможение
«упором», «полуплугом».
3.6 Непрерывное передвижение
до 3 км, 5 км, 7 км
физическая
4 Специальная
подготовка
физическая
5 Общая
подготовка
6 Общеразвивающие
упражнения
7 Кроссовая подготовка
-
2
2
-
1
1
-
6
6
-
3
3
-
3
3
-
3
3
-
2
2
Контрольные проверки и
соревнования
Итого:
-
1
1
3
34
34
3.2
3.4
8
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
Цели и задачи курса. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в
спортивном зале и на улице.
2. Основы знаний
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые
упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебнотренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и
соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при
травмах и обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники.
Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта,
спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы из Республики Татарстан. Влияние занятий лыжными
гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во
время самостоятельных занятий.
Способы самостоятельной деятельности
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и
развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств выносливости, силы,
быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья
человека.Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
Требования к уровню подготовки учащихся
Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе начальной
подготовки являются следующие показатели:
1.стабильность состава занимающихся;
2.динамика роста показателей физической подготовленности;
3.уровень освоения основ техники лыжных гонок.
Самоконтроль .
Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля предлагается
несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим
11
развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и
совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов
самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется
ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные
нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение,
различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и
постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый
совместно с тренером и врачом.
3. Техника передвижения на лыжах
Теоретические сведения по разделу даются на каждом занятии в зависимости от темы.
3.1 Передвижение разных по рельефу дистанций.
3.2. Попеременный двухшажный ход;
3.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
3.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
3.5. Повороты переступанием на месте/ в движении;
3.6. Торможение падением. повороты переступанием;
3.7. Непрерывное передвижение до 1500м/2000м/3000м
5. Специальная физическая подготовка
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей,
отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же имитация
движений бесшажного одновременного хода.
Шаговая имитация с учебной целью.
5. Общая физическая подготовка
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.
Практика:5.1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и
бег в строю. Выполнение поворотов на лыжах «махом», «прыжком» «переступанием».
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного
аппарата рук и плечевого пояса;
5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;
5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5.2.5. Упражнения в равновесии;
5.2.6. Легкоатлетические упражнения.
12
5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с
опорой на палки)
выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное
прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности/50-70/ 80-100
скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200
м/400м/600м
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в цель, с
прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с ориентированием
на местности.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАГРУЗОК
Для определения норм нагрузок при тренировках по программе лыжной подготовки для детей
8–10 лет рекомендуется обратиться к тренеру.
Некоторые рекомендации по дозированию нагрузок:
Равномерный метод. Нагрузка с постоянным уровнем интенсивности или скорости
длится от 30 минут до одного часа. Например, дети выполняют кроссовый бег начиная с 15–
20 минут, и с каждой тренировкой время бега увеличивается.
Переменный метод. Ребёнок чередует скорость различной интенсивности в отдельных
участках дистанции различной длины в сочетании с равномерной работой. Например, на
дистанции 3 км идёт чередование темпа бега: сначала низкий, потом перерастает в высокий и
снова низкий и т. д..
Интервальный метод. Включает несколько единиц нагрузки высокой интенсивности.
Например, ускорения по 400 м выполняются некоторое количество раз с интервалами отдыха
1–3 минуты.
Также в программе лыжной подготовки для детей 8–10 лет могут быть
предусмотрены упражнения для развития скоростной выносливости: повторный бег на
отрезках 100–200–400–600 м с интенсивностью 60% от максимальной, переменный бег на
отрезках 50–300 м с интенсивностью не выше 70% от максимальной.
Нормы нагрузок могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и
целей тренировок.
Нормы нагрузок 11-15 лет
Применяемые средства
мальчики
Продолжительность
тренировочных
занятий
1 час 30 мин
Допустимые дистанции в соревнованиях
по кроссу (м)
1000
Допустимые дистанции в соревнованиях
на лыжах (км)
2
Пешие походы
до 1 час.30 мин.
Кроссовый бег в чередовании с ходьбой
до 6
(км)
Отрезки для воспитания быстроты
13
девочки
1 час 30 мин
1000
1
до 1 час.30 мин
до 4
движений без лыж (кол-во раз)
Отрезки для воспитания скоростной
выносливости без лыж (м, кол-во раз)
Лыжные походы
Отрезки для воспитания скоростных
способностей при передвижении на
лыжах (м, кол-во раз)
Отрезки
для
развития
скоростной
выносливости при передвижении на
лыжах (м, кол-во раз)
10-30 м
4-6
до
120Х4
до 1 час.30 мин.
до
100Х7
10-30
4-5
до
100Х3
до 1 час.30 мин
до
100Х7
до
200Х5
до
150Х4
7.Кроссовая подготовка
Теория Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.
8. Контрольные проверки, соревнования ,спортивные турниры и праздники.
9.
Планируемые результаты
Для адресатов 9-10 лет
Выполнение нормативных тестов определения уровня развития специальных физических качеств:
выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности;
уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года с участием
2-3 раза в спортивных мероприятиях .
Выполнение наилучших контрольных нормативов по общей и специальной физической
подготовке для лыжников-гонщиков обучения на этапе начальной подготовки.
Планируемый результат
Для адресатов 11 – 14 лет
Формы подведения итогов реализации спортивной программы по лыжным гонкам:
- мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (1 раз в год,
осенью);
- контрольные упражнения,
- сдача контрольно-переводных нормативов (1 раз в год, весной);
- участие в соревнованиях по общей физической подготовке и специальной физической подготовке;
- самостоятельная работа обучающихся;
- углубленное медицинское обследование
На этапе начальной подготовки: - стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста показателей физической подготовленности;
- уровень освоения основ техники лыжных гонок.
На учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; - освоение
теоретического раздела программы
- выполнение спортивных разрядов.
Личностные результаты освоения программы
14
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности
физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами
физической культуры;
•
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии
с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в
процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
•
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные
мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах
движения и пере движений;
•
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений
посредством занятий физической культурой;
•
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с
другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
В области физической культуры:
•
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
•
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
15
•
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Познавательные результаты освоение программы
Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
реальной повседневной жизни учащихся.
•
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных
качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
•
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения
в состоянии здоровья;
•
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты
собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
•
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
•
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Коммуникативные результаты освоение программы:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
•
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
16
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
К окончанию курса ребенок: Практическая подготовка
1.Общая физическая подготовка.
Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие
гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Знать правила и играть
спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.
Выполнять эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты. Уметь выполнять циклические упражнения, направленные на развитие
выносливости.
2. Специальная физическая подготовка.
Уметь передвигаться на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Выполнять
кроссовую
подготовку,
преимущественно
направленные
на
увеличение
аэробной
производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика.
Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости
мышц ног и плечевого пояса.
3.
Техническая подготовка.
Знать и владеть схемой передвижений классическими лыжными ходами. Умение выполнять
специальные подготовительным упражнения, направленным на овладение рациональной техникой
скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу
рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных
элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Выполнение технику
спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках, преодоление подъемов «елочкой»,
«полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Владение способом
торможения
«плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, поворотам на месте и в движении.
Знание основные элементы конькового хода.
4. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты,
самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной
базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие
необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя:
лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за
учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие
комплекта лыжных мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы.
Имеется учебная площадка на школьном участке земли, предназначена для первоначального
обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в поле, проходит по
пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов
передвижения, спортивная площадка, лыжи, ботинки и лыжные палки, рулетка металлическая,
секундомер, скакалка гимнастическая, скамейка гимнастическая, стенка гимнастическая, мат,
набивные мячи, мяч футбольный, мяч баскетбольный.
6. Формы аттестации/контроля
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и
контроля деятельности являются участие детей в школьных и в городских соревнованиях, а так
же выполнение нормативов по условным таблицам .
Протокол тестирования физических качеств
17
№
пп
ФИО
ребенка
быстрата
Бег 30 м
(сек)
скоростносиловые
Прыжок в
длину
(см)
сила
выносливость
Бросок
набивного
мяча
(см)
Подъем
туловища в
сед (кол. раз
за 30 сек)
1
2
3
4
5
18
Гибкость
Наклон
вперед сидя
(см)
Методическая литература.
1. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. Учебное пособие. Авторы:.
Ковязин В. Н, .Потапов ,.Субботин. В.Я
2. Беговые лыжи для всех . Автор Гаскил .С. П.
3. Лыжная подготовка : Методика преподавания: Учебное. пособие для студентов средних.
педагогических. учебных. заведений. Автор: Антонова О.Н.
4.Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура
и спорт, 1988.
5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
6.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и
спорт, 1988.
7.Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт,
1989.
19
Приложение 1
Контрольно измерительный материал адресатов 9 -11 лет
Оценка
Нормативы
Пол
1
Бег 30 м (сек)
2
5
4
3
М
6,1
6,9
7,0
Д
6,6
7,4
7,5
М
9,9
10,8 11,2
Д
10,2
11,3 11,7
М
8,3
9,0
9,3
Д
9,0
9,3
10,0
М
+
+
+
Д
+
+
+
М
140
115
100
Д
130
110
90
М
295
235
195
Д
245
220
200
М
20
15
10
Д
15
10
5
М
3
2
1
Д
3
2
1
Прыжки через скакалку (кол-во
раз/мин)
М
40
30
15
Д
50
30
20
Подъем туловища из положения
лежа на спине (кол-во раз/мин)
М
30
26
18
Д
18
15
13
«Челночный бег» 3х10 м (сек)
Ходьба на лыжах 1 км
3
Бег 1000 м (мин, сек)
4
Прыжок в длину с места (см)
5
Метание набивного мяча (см)
6
7
Метание малого мяча 150 г (м)
Метание в цель с 6 м
8
9
10
11
Подтягивание на перекладине (колво раз)
М
4
2
1
12
Подтягивание в висе лежа (кол-во
раз)
Д
12
8
2
Наклон вперед сидя (см)
М
9
3
1
13
Д
12,5
6
2
Контрольное возраст
упражнение
Оценка
мальчики
3
4
девочки
5
3
20
4
5
1. Общая физическая подготовка
Бег 30м (сек)
Бег 60 м (сек)
Прыжок в
длину сместа
(см)
Подтягивание
на
перекладине
(раз)
Отжимание в
упоре на руках
(раз)
9
6,6
6,0
5,4
6,8
6,2
5,5
10
6,5
5,8
5,1
6,6
6,0
5,2
9
11,8
11,2
10,6
12,2
11,6
10,8
10
11,2
10,6
10,0
11,4
10,8
10,1
11
10,6
10,0
9,4
11,1
10,4
9,8
9
145
155
165
135
145
155
10
155
165
175
145
155
165
11
160
170
190
150
160
170
9
3
4
6
-
-
-
10
4
6
8
-
-
-
11
5
7
9
9
12
14
16
8
11
14
10
14
16
18
10
14
16
14
16
18
2. Специальная физическая подготовка
Лыжи.
Классический
стиль. 1 км
(мин, сек)
9
7,38
6,17
5,17
8,17
7,38
6,32
10
6,17
5,47
5,12
7,38
6,32
5,47
11
5.40
5,00
4,30
7,10
6,00
5,15
21
2 км (мин,сек)
9
15,18
13,39
12,44
16,34
15,19
13,52
10
13,28
12,44
11,19
15,19
13,52
12,38
11
12,50
12,00
10,40
14,40
13,00
12,10
Контрольно измерительный материал адресатов 9 -11 лет
Мальчики
Девочки
Упражнения, 9 – 11 лет
5
4
3
5
4
Челночный бег 4×9 м, сек
10,2
10,7
11,3
10,5
11,0 11,7
Бег 30 м, с
5,5
6,0
6,5
5,7
6,2
Бег 60 м, с
10,0
10,6
11,2
10,4
10,8 11,4
Бег 300 м, мин, с
1,02
1,06
1,12
1,05
1,10 1,15
Бег 1000 м, мин, с
4,30
4,50
5,20
4,50
5,10 5,40
Бег 2000 м
3
6,7
Без учета времени
Кросс 1,5 км, мин, с
8,50
22
9,30
10,0
9,00
9,40 10,30
Подтягивание на перекладине из виса, раз
7
5
3
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз
15
10
8
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
17
12
7
12
8
3
Поднимание туловища из положения лежа на спине,
руки на груди скрестно за 1 мин, раз
39
33
27
28
23
20
Прыжок в длину с места, см
170
160
140
160
150
130
Прыжок в длину с разбега, см
340
300
260
300
260
220
Прыжок в высоту с разбега, см
110
100
85
105
95
80
Бег на лыжах 1 км ,мин, сек
6,30
7,00
7,40
7,00
7,30 8,10
Бег на лыжах 2 км ,мин, сек
Без учета времени
Одновременный бесшажный ход
Подъем «елочкой»
Техника на лыжах
Спуск в «ворота» из палок
Торможение «плугом»
Ведение мяча бегом в баскетболе
Техника
Прыжки со скакалкой за 1 мин
70
23
60
55
60
50
30
Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз
34
32
30
38
36
34
Плавание без учета времени, м
50
25
12
25
20
12
Мальчики
Девочки
Упражнения 12 класс
5
4
3
5
4
3
Челночный бег 4×9 м, сек
10,0
10,5
11,5
10,3
10,7 11,5
Бег 30 м, с
5,5
5,8
6,2
5,8
6,1
6,5
Бег 60 м, с
9,8
10,2
11,1
10,0
10,7
11,3
Бег 500 метров, мин
Бег 1.000 метров, мин
Бег 2.000 метров
2,22
4,20
4,45
2,55
3,20
5,15
без времени
Бег на лыжах 2 км, мин
13,30
14,00
14,30
Бег на лыжах 3 км, мин
19,00
20,00
22,00
24
14,00
14,30
15,
00
Прыжки в длину с места, см
165
155
14
0
10
15
10
5
6
3
14
11
8
40
35
25
35
30
20
46
44
42
48
46
44
175
165
145
Подтягивание на перекладине
8
6
4
Отжимания в упоре лежа
20
15
Наклон вперед из положения
сидя
10
Подъем туловища за 1 мин из
положения лежа (прес), раз
Прыжки на скакалке, за 20
секунд
Мальчики
Девочки
Упражнения, 14 лет
5
4
3
5
4
Челночный бег 4×9 м, сек
9,8
10,3
10,8
10,1
10,5
Бег 30 м, с
5,0
5,3
5,6
5,3
25
5,6
3
11,3
6,0
Бег 60 м, с
9,4
10,0
10,8
Бег 500 метров, мин
9,8
2,15
10,4
11,2
2,25
2,40
Бег 1.000 метров, мин
4,10
4,30
5,00
Бег 2.000 метров, мин
9,30
10,15
11,15
11,00
12,40
13,50
Бег на лыжах 2 км, мин
12,30
13,30
14,00
13,30
14,00
15,00
Бег на лыжах 3 км, мин
18,00
19,00
20,00
20,00
25,00
28,00
180
170
150
170
160
145
Подтягивание на перекладине
9
7
5
Отжимания в упоре лежа
23
18
13
18
12
8
Наклон вперед из положения
сидя
11
7
4
16
13
9
Подъем туловища за 1 мин из
положения лежа (прес), раз
45
40
35
38
33
25
Прыжки в длину с места, см
26
Прыжки на скакалке, за 20
секунд
46
44
42
52
50
48
Нормативы по физкультуре за 8 класс
Мальчики
Девочки
Упражнения 15 лет
5
4
3
5
4
3
1
0,
4
11,2
Челночный бег 4×9 м, сек
9,6
10,1
10,6
10,
0
Бег 30 м, с
4,8
5,1
5,4
5,1
5,
6
6,0
10,8
Бег 60 м, с
9,0
9,7
10,5
9,7
1
0,
4
Бег 1.000 метров, мин
3,50
4,20
4,50
4,2
0
4,
5
0
5,15
10,
50
1
2,
3
0
13,20
Бег 2.000 метров, мин
9,00
27
9,45
10,30
Бег на лыжах 3 км, мин
16,00
Бег на лыжах 5 км, мин
17,00
18,00
19,
30
2
0,
3
0
22,30
17
5
1
6
5
156
без учета времени
Прыжки в длину с места, см
190
180
165
Подтягивание на перекладине
10
8
5
Отжимания в упоре лежа
25
20
15
19
1
3
9
Наклон вперед из положения сидя
12
8
5
18
1
5
10
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа
(прес), раз
48
43
38
38
3
3
25
Прыжки на скакалке, за 25 секунд
56
54
52
62
6
0
58
28
29
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)