Конструирование

2

Часть 1. Пояснительная записка

1.1. Направленность образовательной программы
Программа имеет техническую направленность и предполагает подготовку
обучающихся в области воспроизведения объектов окружающей действительности в
уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами,
чертежами, без внесения существенных изменений.
1.2. Актуальность программы
Обучение детей конструированию имеет большое значение так, как происходит
развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному
творчеству. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает
почву для развития технических способностей детей, что
очень
важно
для
всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в
дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей:
А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные
представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы
однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в
зависимости от практического использования.
Конструирование - это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий
поиск. Даже построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает
развитию творческих способностей детей.
Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает
искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют
воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Умение видеть целое раньше частей
вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство
красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О
направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных
3

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей".

1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. В
реальной практике образовательных учреждений остро ощущается необходимость в
организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и
первоначальных технических навыков. Конструирование - один из излюбленных видов
детской деятельности.
1.4. Адресат образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 — 8 лет.
В 7—8 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных
предметов. Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в
конструировании. Овладение ребенком активным (продуктивным) воображением,
которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя ее. Конструирование характеризуется умением анализировать
условия, в которых протекает эта деятельность.
1.5. Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа.
1.6. Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят 1 раз в неделю и с продолжительностью - 40 минут.
Формы организации образовательного процесса индивидуальные и групповые.
Формы проведения занятий - беседа, рассказ.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы – выставки,
конкурсы.
Часть 2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие у детей интереса к конструированию через создание простейших
моделей.
Задачи программы:
1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение
работать по образцу, схеме.
2. Развивать
пространственное воображение, память, мелкую моторику,
мышление, усидчивость, творческие способности.
3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического
конструктора.
2.1. Планируемые результаты
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
4

диагностики (оценки индивидуального развития школьников, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Личностные:
- готовность ребенка использовать знания в учении и повседневной жизни, для изучения
и
исследования
конструктивной
сущности
явлений,
событий,
фактов;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения;
познавательный
интерес
к
дальнейшему
изучению
конструирования.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
инструкциях, приложениях к конструкторам;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
Коммуникативные:
- слушать и понимать других;
- планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- доносить свою позицию до других;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.
К окончанию курса ребенок:
- знает детали металлического конструктора;
- умеет разными способами соединять детали;
- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно
его собирать;
- уважительно относиться к труду людей;
- может использовать полученные знания по конструированию в жизни;
- может организовать рабочее место для работы с конструктором.
2.2. Содержание программы
1. Строительное моделирование. 8ч.

1.1 Техника безопасности. Знакомство с конструктором. Схемы. Составление схемы
по собственному замыслу.
1.2. Баланс конструкций. Виды крепежа
Конструирование модели мельницы
1.3. Падающие башни. Сказ башни, дворцы Конструирование башни.
1.4
Подвешивание предметов. Строим конструкции.
Конструирование
автокрана.
1.5
Удочка.
Конструирование удилища
1.6
Крыши и навесы. Конструирование модели крыши. Испытание моделей
1.7
Устойчивость конструкций. Подпорки. Перепроектировка стенок
1.8
Тросы.Конструкции с тросами. Испытания башен
2. Техническое моделирование -16ч.
5

2.1
Что нас окружает. Конструирование собственной модели
2.2
Какие бывают животные. Дикие животные. Конструирование
модели
животного
2.3
Домашние животные. Конструирование модели животного
2.4
Любить все живое. Животные из «Красной книги». Конструирование
модели животного
2.5
Жизнь города и села. Моделирование жизненных ситуаций
2.6.
Городской дом. Конструирование многоэтажного дома
2.7
Сельские постройки. Конструирование сельского дома
2.8
Готовимся к новому году. Создание символа года и атрибутов.
2.9
Наш двор.
Моделирование детской площадки
2.10.
Наша школа Моделирование школы
2.11.
Наша школа. Создание школы будущего
2.12.
Наша улица. Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД
2.13.
Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. Моделирование
безопасного автобуса
2.14.
Специальный транспорт. Моделирование
машины
специального
транспорта
2.15.
Улица полна неожиданностей. Моделирование
дорожной
ситуации.
Закрепление ППД
2.16.
Машины будущего. Моделирование машины будущего
3. Исследовательская практика - 10ч.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
мультфильм
3.9.

Наш любимый город. Конструирование города
Город будущего. Моделирование города будущего
Спорт и его значение в жизни человека
Воздушный транспорт. Конструирование воздушного транспорта
Полеты в космос. Конструирование космической ракеты
Корабли осваивают вселенную. Создание космического пространства
Военный парад. Конструирование военных машин
По дорогам сказок. Конструирование
сказочных
героев.
Снимаем
Наше исследование. Защита любимого проекта

6

Учебный (тематический) план
Количество часов
п\
п

Тема урока
Теория

1

2
3

4
5
6
7
8

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Строительное моделирование
Техника безопасности.
Знакомство с конструктором. Схемы.
Баланс конструкций
Виды крепежа
Падающие башни. Сказ башни,
дворцы
Подвешивание предметов
Строим конструкции.
Удочка
Крыши и навесы
Устойчивость конструкций.
Подпорки
Тросы.
Техническое моделирование.
Что нас окружает
Какие
бывают
животные.
Дикие
животные.

Практика

1

Всего

Фор
мы
аттестац
ии
/контроль

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

Домашние животные.

1

1

Любить

все живое.
Животные из
«Красной книги»

1

1

Жизнь города и села

1

1

Городской дом

1

1

Сельские постройки

1

1

Готовимся к новому году.

1

1

Наш двор.

1

1

Наша школа

1

1

Наша школа

1

1

Наша улица

1

1

Какой бывает транспорт.
Пассажирский транспорт

1

1

Специальный транспорт

1

1

7

15
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1

Улица полна неожиданностей
Машины будущего

1

1

1

1

2

Город будущего

1

1

Спорт и его значение в жизни
человека

1

1

Воздушный транспорт

1

1

Полеты в космос

1

1

Корабли осваивают вселенную

1

1

Военный парад

1

1

По дорогам сказок.

1

1

Исследовательская практика.
Наш любимый город.

1

Наше исследование.

1

ИТОГО

4

1
30

34

Часть 3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№ п\п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество недель

34

2

Количество дней

34

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

34

5

Недель в 1 полугодии

15

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

1 сентября

8

Каникулы

27 октября-2 ноября
23 - 29 марта

9

Выходные дни

29 декабря-10 января

10

Окончание занятий

31 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение.
Занятия проводятся в МБОУ «ООШ № 5».
Для организации занятий необходимо следующее оборудование: металлический
конструктор, технологические карты. Для более эффективной организации рабочего места
применяются индивидуальные наборы с металлическим конструктором.
8

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и
контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках
творческих работ детей. Педагогическая диагностика (Приложение №1)
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то
есть контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практическая работа.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания- незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в
таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории, владение
тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы,
участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, знакомство с правилами этикета.

9

Список литературы
1. Жугуров Л.М., Золотов А.В. Автомобили.Серия «Детская энциклопедия техники».М.:ЗАО «РОСМЭН», 2007.-103 с.
2. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методических
материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016.
3. Оценка достижения планируемых результатов
в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А.
Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2010 – 215 с
4. Энциклопедия для детей «Техника» [Текст]. – М.: Аванта+, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Конструкторско-коммуникативные игры как средство развития научно-технических
способностей учащихся:
https://конкурсшкол.рф/ucf/ecaf1b40b76170f1fc39cb92d3f8823c.pdf
2. Сценарий соревнования по конструированию «Мастера-конструкторы»:
https://solncesvet.ru/tv/371625/
3. Игры, конкурсы для школьников: http://www.ticorantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/
4. Деловая игра для педагогов «Знаток конструирования»: https://borisovalastochka20.edumsko.ru/articles/post/2118677

1
0

Приложение №1
Диагностическая карта отслеживания результатов по конструированию для детей 7-8 лет
№
п/п

ФИ ребёнка

умеет подбирать
необходимые

умеет

проектировать

по образцу

по пошаговой схеме

детали

н

умеет
конструировать

к

н

к

н

к

развитие
мелкой

развитие
пространственных

моторики

представлений

н

к

н

умеет
изготовлять
поделку, исходя
из имеющегося
материала

к

н

к

Условные обозначения:
Умеет подбирать необходимые детали.
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умеет конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме
только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

1
1

Развитие мелкой моторики
Высокий (++): Хорошо владеет рукой, конструирует в быстром темпе.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не может понять последовательность действий при проектировании, направлять деталь в руке.

1
2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».