бисероплетение

2.

Основные характеристики

2.1. Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью
национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности
поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративноприкладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение – живое придание старины. Бисер – один из самых удивительных
материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для
творческого поиска.
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы
делаем жизнь школьника интересней и насыщенней.
Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных
промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного
мастерства бисероплетения.
2.1.1. Направленность программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка,
обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала
личности.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только
изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно
на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.
Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками,
формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что
является весьма актуальной задачей. В процессе обучения у детей развиваются не только
интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества
личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у
них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и
в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них
чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых,
большое трудолюбие и терпение, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень
многих усилий от учащихся.
2.1.2. Актуальность образовательной программы
Умение нанизывать бисер очень кропотливый и в тоже время, захватывающий процесс,
который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления
заключается в том, что, изготавливая изделия из бисера, дети вовлекаются в трудовую и
учебную деятельность очень схожую с игровой и поэтому она оказывает большое влияние на
всестороннее развитие ребенка. Обучение бисероплетению развивает эстетическое
восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии.
Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости.
Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с
развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо
уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает
мышление. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а
пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление
красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений,
гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных
навыков и умений. Таким образом, создаются благоприятные условия для интеллектуального
и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации

учащихся.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.)
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»,
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных программ».
10. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
14. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
технологий».
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
2.1.3. Отличительные особенности программы
Адаптированная образовательная программа «Основы бисероплетения» построена на
доступности материала и основана по принципу «от простого к сложному». Тематика
занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии,
самореализации. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо
усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы,
самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается
внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования
различных материалов, изменения цветовой гаммы. В процессе освоения программы дети
учатся планировать свою работу, распределять время. В ходе систематических занятий рука
приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Творческие задания
позволяют осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.
Следующим отличием является содержание обучения, а точнее выбор техники
плетения, материала и тематики работ. В данной программе первый год обучения отводится
на изготовление поделок из бисера на леске. Выбор лески, как основного материала для
низания бисера, обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного
возраста, а именно их мотивацией на результат, причем быстрый, а не на сам процесс.
Первоначально работа с леской позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до
конца.
Второй год обучения по данной программе предполагает изготовление более сложных работ
и композиций из бисера на проволоке. Интерес к данному виду творчества у детей не
иссякает, так как по тематике, технике выполнения, назначению поделок «проволока очень
разнообразна». Стремление создать неповторимую вещь вызывает у школьников желание
расширять знания о бисероплетении и повышать уровень уже полученных практических
умений и навыков.
Дополнительная образовательная программа «Основы бисероплетения» составлена на
основе дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности
«Бисероплетение» (автор Неспанова Л.А.), а также на основе программы «Бисерная красота»
(автор Шаймухаметова Г.Ф.).
2.1.4. Адресат образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 — 8 лет.
В этом возрасте занятия творческой деятельностью способствуют развитию волевых качеств,
благодаря чему в дальнейшем развивается мотивация достижения успеха и более сложные и
тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.
Одними из главных мотивационных линий этого возрастного периода являются
самовыражение и самоутверждение.
Для детей младшего школьного возраста характерна быстрая утомляемость, потеря интереса
при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированное
произвольное внимание. Поэтому, выбирая изделия для практической деятельности,
предпочтение отдается таким, которые могут быть выполнены за одно учебное занятие».
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей
психофизического развития указанных категорий обучающихся.

2.1.5. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения в объеме 68 часов.
1- й год обучения – дети 7 лет, 1 занятие в неделю 34 часа.
2- й год обучения – дети 8 лет, 1 занятие в неделю 34 часа.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю и с продолжительностью - 40 минут.
Перечень форм обучения - индивидуальные и групповые.
В ходе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ,
объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ,
демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем, презентаций. Данная
программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой
личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.
По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и
теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их
способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем
темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.
В процессе обучения по программе «Основы бисероплетения» педагог оставляет за собой
право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь
принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.
Перечень видов занятий - беседа, рассказ, выставки, конкурсы.
Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии,
самореализации.
Словесные (рассказ, объяснение, разбор нового материала, анализ образцов, инструктаж).
Практические (показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов,
выставки).
Наглядные (объяснение с использованием наглядности, демонстрация, электронная
презентация).
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала).
Проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: в конце учебного года организовать отчетную выставку изделий с участием
родителей, выполнение учащимися проектных работ.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель - научить детей основным приемам бисероплетения, развить у них способности к
творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое
знакомство с декоративно-прикладным творчеством, активизировать познавательную и
творческую деятельность с помощью развития мелкой моторики.
Задачи:
образовательная - освоение техники бисероплетения;
воспитательная - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
умение оказать взаимопомощь при выполнении работы;

развивающая - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,
творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах
детей.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких
принципов:
- опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
- учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся;
- доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и
развития детей.
1 год обучения

Учебный (тематический) план

№

Содержание

1

Вводное занятие. Содержание занятий. Ознакомление
с материалами и инструментами для бисероплетения.
Виды работ из бисера. Демонстрация образцов и
наглядного материала. Правила безопасной работы с
бисером. Презентация «Волшебный бисер».
Плетение на леске. Простые цепочки в одну
нить.
Применение вариантов цветового и
композиционного решения.
Цепочка с «пупырышками». Варианты построения
и цветового решения. Схема.
Цепочка с «бугорками». Варианты построения
и цветового решения. Схема.
Цепочка с петельками. Варианты построения
и цветового решения.
Цепочка «крестик» в две нити. Варианты построения
и цветового решения. Схема.
Цепочка «зигзаг». Варианты построения и
цветового решения.
Творческие занятия.
Повторение ранее изученного, закрепление изученных
методов плетения. Правила безопасной работы с
бисером.
Цепочка «змейка». Варианты построения и
цветового решения.
Цепочка «квадратики» (4/4).
Цепочка плотная однорядная.
Творческие
занятия с применением
полученных навыков. Объединение разных видов
плетения.
Творческие занятия.
Цепочка «крестик» (комбинация с большими
бусинами).
Цепочка «пупырышки» (комбинация с
большими бусинами).
Цепочка «бугорки» (комбинация с большими
бусинами)
Подготовка работ к выставке.

2

3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13

14
15
16
17
18

Кол-во
часов
1

1

Примечание
памятка (список на
каждое занятие)

леска 0,28;
средний бисер
тетрадь

2
2
2
4
2
3
1

1
2
2
2
2
2
2
1
1

большие бусины
большие бусины
большие бусины

19

Запись схем изученных видов цепочек в тетрадь.

1

Всего:

34

тетрадь, цветные
карандаши

2 год обучения
№

Содержание

1

5

Повторение ранее изученного. Плетение на леске.
Оплетение больших бусин мелким бисером. Правила
безопасной работы с бисером.
Плетение вишенок.
Плетение конфеток.
Плетение на проволоке. Параллельное низание.
Плоские фигурки из бисера. Знакомство с новым
методом работы. Демонстрация образцов и
наглядного материала. Плетение треугольника.
Запись схемы в тетрадь.
Плетение треугольника. Запись схемы в тетрадь.

6

Плетение ромба. Запись схемы в тетрадь.

2
3
4

7
8
9
10

Плетение пирамидки. Запись схемы в тетрадь.
Плетение карандаша. Запись схемы в тетрадь.
Плетение мороженого (рожок). Запись схемы в
тетрадь.
Плетение сотового телефона. Запись схемы в тетрадь.

Кол-во
часов
1

1
1
1

1

1
1
1
1

11

Плетение гитары. Запись схемы в тетрадь.

1
1

12

Творческие занятия.

3

13

15

Плетение елочки с шарами (на основе треугольника, 3
на основе нескольких треугольников разных
размеров). Плетение символа нового года. Запись
схемы в тетрадь.
Плетение пингвина с «сердечком». Запись схемы в
1
тетрадь.
Плетение черного котика. Запись схемы в тетрадь.
1

16

Плетение рыжего котика. Запись схемы в тетрадь.

1

17

Плетение закладок для книг на скрепке.

1

18

Плетение лягушки. Запись схемы в тетрадь.

1

19

Плетение ящерицы. Запись схемы в тетрадь.

1

14

Примечание
мелкий
бисер, большие
бусины
большие бусины
Проволока 0,3;
средний бисер
тетрадь
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
бисер, пластилин,
картон, ножницы
зеленый и
разноцветный
бисер
черный, белый,
красный бисер
черный, белый,
розовый бисер
оранжевый,
черный, белый
бисер
разноцветный
бисер, бусины
разных размеров,
большие скрепки
зеленый, черный,
белый,
желтый
бисер
зеленый, желтый,

20

Плетение эскимо на палочке. Запись схемы в тетрадь.

1

21

Плетение пасхального цыпленка. Запись схемы в
тетрадь.

1

22

Плетение ракеты. Запись схемы в тетрадь.

1

23

Плетение русалочки. Запись схемы в тетрадь.

1

24

1

25

Плетение
на проволоке. Петельное
плетение.
Плетение бабочки. Запись схемы в тетрадь.
Плетение стрекозы. Запись схемы в тетрадь.

26

Плетение фиалки. Запись схемы в тетрадь.

2

27

Творческие занятия.
Всего:

3
34

1

красный бисер
разноцветный
бисер
желтый, черный,
красный, голубой
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер
разноцветный
бисер

2.3. Планируемые результаты
В результате изучения программы, учащиеся должны уметь:
✓
подготавливать свое рабочее место;
✓
различать материалы и инструменты;
✓
самостоятельно подбирать бисер по оттенкам и фактуре;
✓
использовать цветовые комбинации в работе;
✓
составлять и читать простые рабочие схемы;
✓
плести одной нитью, двумя нитями;
✓
плести на проволоке параллельным низанием;
✓
плести на проволоке простым французским плетением (дуга, круг);
✓
плести на проволоке игольчатым и петельным плетением;
✓
знать историю бисера, где он применялся раньше и используется сейчас.
Прогнозируемые результаты к концу I года обучения:
- различать виды материалов, инструментов;
- знать специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные
приемы низания («бисер», «бусина», «рубка», «стеклярус», «проволока», «иголка»,
«нитки», «фиксирование», «закрепление» и другие);

- применять основные приемы низания: «параллельное плетение», «бугорки», «крестик»,
«зигзаг», «змейка» и другие;
- знать некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
- знать правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;
- подбирать цвет материалов;
- самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу
или рисунку);
- применять технику низания на проволоку: «параллельное плетение», «французское
плетение» и другие;
- применять технику низания на леску: «бугорки», «зигзаг», «крестик» и другие;
- уметь подготовить рабочее место;
- проявлять аккуратность и терпение в работе;
- уметь вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
- понимать правила и технику плетения.

Прогнозируемые результаты концу II года обучения:
- применять основные принципы цветоведения и композиции в бисероплетении;
- знать основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения;
- знать технологические этапы изготовления изделий из бисера;
- изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный
вкус;
- самостоятельно применять приёмы, изученные ранее;
- самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным
замыслам;
- составлять рисунок и продумывать композицию изделия;
- ответственно относиться к качественному выполнению изделий, доводить работы до
конца;
- культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- желание выполнять творческие задания;
- оказывать уважение к труду взрослых.
Метапредметные:
- научиться составлению схем, композиций из бисера и самостоятельной их реализации.
Личностные:
- умение работать в коллективе,
- развитие терпения и усидчивости.
Предметные:
- изучение истории появления и распространения бисера,
- изучение основ техники, видов работы с бисером, и правил, которые необходимо
соблюдать при изготовлении бисерных украшений,
- умение читать и разбирать схемы.
2.4. Содержание общеразвивающей программы
Бисероплетение – интересное занятие, которое не требует от новичка больших навыков
работы в этой технике. Оно требует внимательности, усидчивости и трудолюбия, поэтому
перед тем, как начать осваивать эту технику с детьми, следует настроить их на особый лад и
создать творческую, умиротворенную атмосферу.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы бисероплетения», являясь
прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
обучающимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации учащихся.
Для того чтобы творчество было интересным даже на начальных этапах его освоения,
ребенок должен выбрать правильные материалы и тщательно подготовить пространство для
их расположения.
Для начинающих оптимальным материалом будет средний бисер и леска средней толщины.
Это обусловлено тем, что крупные бусины легче вплетаются в форму, а леска средней
толщины меньше всего путается. Бисер следует распределить по специальным емкостям, не
допускающим смешивания цветов и его рассыпанию.
Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в
зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и
потребностей детей. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили
приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством
педагога и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры.
Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем
использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с
бисером вырабатывает умение видеть прекрасное и стараться самому создать что-то яркое,

необыкновенное. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Важно
организовывать занятия со сменой видов деятельности, с положительным настроем,
новизной для поддержания интереса на протяжении всего занятия.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей
на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
Содержание учебного плана первого года обучения
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
2
68
16
18
04.09.2025
осенние: 25.10.2025-03.11 2025
зимние: 27.12.2025-11.01.2026
весенние: 21.03.2026-29.03.2026
летние: 26.05.2026-31.082026
25.05.2026

Материально-техническое обеспечение
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет) с
хорошим верхним освещением и возможностью проветривания, достаточный объем
наглядно-информационных и электронных материалов, наличие необходимых инструментов
и материалов.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима
инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в
программе.
Занятие бисероплетением требует отдельного рабочего места для каждого ребенка.
Для работы по программе необходимо:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- наличие компьютера и электронной доски;
- инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леску, бисер, бусы,
стеклярус, ножницы, пайетки, проволоку, тканевые салфетки, клей ПВА, пластилин);
- канцелярские принадлежности.
Кадровое обеспечение
Казанцева Светлана Александровна, высшее образование, педагог дополнительного
образования.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи,
сказки песни о бисероплетении, миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за процессом изготовления
изделия, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.
На занятиях используются головоломки по темам, кроссворды, викторины и др., решение

которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее
игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого, обучающимся предлагаются
занимательные рассказы, тесты для проверки полученных знаний.
Методические материалы
Для работы по программе необходимо:
- информационный материал;
- конспекты, схемы, методические разработки, обучающие таблицы;
- обучающие и развивающие игры;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- журналы и книги по бисероплетению;
- стихи, загадки.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Аттестация учащихся проводится в форме зачета, в виде итоговых выставок работ. Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку учащихся в соответствии с
требованиями дополнительной общеразвивающей программы.
Также программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости учащихся не
реже 1 раза в полугодие, по определенным разделам программы. В каждом разделе для
каждого года обучения подбирается оптимальный способ отслеживания результатов: опрос,
тестирования, изготовление творческой работы.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность
и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая
индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается
внимание на проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого
учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались
ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются
грамотами, дипломами, призами, благодарностями.
Оценочные материалы
Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам I года обучения
1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
• стеклярус
•
•

бисер
бусинка

2. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?
• 18 веке
• 13 веке
• 14 веке
• 16 веке
3. Откуда привозили бисер в Россию? из Ливии
• из Египта
• из Венеции и Богемии
• из Англии
4. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
• Ломоносов

•
•
•

Менделеев
Толстой
Мессинг

5. В каком году М.В. Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса,
бисера и мозаичного стекла?
• 1700
• 1674
• 1854
• 1752
6. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?
• бисер
• бусины
• стеклярус
7. Самый необходимый материал для плетения бисером...? (может быть несколько ответов)
• схема
• нить
• бисер
• игла
Контрольные задания текущего контроля по итогам I года обучения
Задание: Прочитайте и напишите правильный ответ!

1. Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(мелкие кости и зубы животных, мелкие раковины, зернышки и семена растений,
камни)
2. Из какого материала изготавливают бисер? (стекло)
3. От какого слова появилось название бисер?
(«бусра» или «бусер» – фальшивый жемчуг по-арабски)
4. Что везли финикийские купцы из Африки? (природную соду)
5. Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы? (стекло)
6.

Назовите родину бисера (Египет)

Назовите виды работ из бисера (плетение украшений, цветов, деревьев, пасхальных
яиц, композиций, игрушек; вышивка; ткачество; вдавливание бисера в воск)

7.

Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам II года обучения
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1. Из чего изготавливают бисер?
- бумага
- дерево
- стекло
- железо
- пластмасса

- керамические материалы
2. Какого вида бисера НЕ существует?
- рубка (рубленный бисер)
- резка (резанный бисер)
- стеклярус
3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
- швейные нитки
- нитки мулине
- проволока
4. Форма стекляруса:
- круг
- трубочка
- звездочка
5. Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
- трос
- леску
- провод
6. Бисер применяют для:
- украшения одежды
- игры маленьких детей
7. «Бусра» с арабского языка означает:
- фальшивый жемчуг
- стекло
- бусы
8. Бисер – это:
- мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием
- шарики с отверстием разной формы
- круглые или граненые шарики
9. Какого вида бисера не существует?
- матовый
- глянцевый
- зеркальный
- перламутровый
10. Стеклярус – это…
- короткие трубочки
- крупные бусинки различной формы
- трубочки, круглые или многогранные, длиной 0,5 см и более
11. Выполнение изделия начинается:
- с выбора бисера
- с разработки конструкции изделия
- с разработки технологии изготовления изделия
- с разработки схемы изделия
12. Родиной бисера является:

- Россия
- Древний Египет
- Китай
13. Центр стеклоделия в Европе находится?
- в Германии
- в Испании
- в Венеции
14. Основными правилами техники безопасности являются:
- не вкалывать иголку в одежду
- ни в коем случае не брать иголку в рот
- хранить иголки в определенной месте (в специальной коробочке, подушечке и т.п.)
- не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать
- все ответы верны
Контрольные задания текущего контроля знаний
II года обучения
1. Способ закрепления и наращивание нитей (для того, чтобы закрепить нить, ее нужно
протянуть через несколько ранее нанизанных бисеринок, сделать 2-3 закрепительных узелка
и аккуратно отрезать конец нити; каждый узелок делают между бисеринами, чтобы потом,
после того как вы подтяните нить, он оказался внутри бисерины и, таким образом, он будет
абсолютно незаметен )
2. Какими бывают техники объёмного плетения на леске («кирпичное плетение»,
«мозаичное плетение»)
3. В чем особенность отличия техники «французского плетения» от «параллельного
плетения» (в одну нить по кругу, в две нити параллельно)
4. В чем особенность техники «французского («кругового») плетения» (вокруг оси)
5. Основной способ плетения для изготовления деревьев из бисера («петельное плетение»)
6.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов
(«французское» («круговое»), «параллельное», «мозаичное», «игольчатое плетение»)
7. С какими видами творчества (рукоделия), где используется бисер вы знакомы (вышивка,
ткачество, оплетение, вдавливание в воск, плетение).
4.Список литературы
Литература для педагога
3.4. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов
[электронный ресурс] — Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. — 112 с.
3.5. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2008. – 144 с.
3.6. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2005. – 144 с.
3.7. Стольная Е. А. Цветы из дерева и бисера. – М.: «Мартин», 2006. –124 с.
3.8. Ликсо Н. Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с.25
3.9. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. / Пер. с англ. – М.: Мой мир, 2007. – 120
с.
3.10. Донателла Ч. Фантазии из бисера. – Словакия: Контент, 2006. 3.11. Ляукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2004. – 160 с.
3.12. Энциклопедия рукоделия. Бисер. Лучшие украшения. [электронный ресурс] – М.:

АСТ-ПРЕСС, 2002. – 287 с.
3.13. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. Альбом. [электронный ресурс] – М.: Интербукбизнес, 2003. – 164 с.
3.14. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении.
Учебно-методическое пособие. [электронный ресурс] – Саратов: Научная книга,
2007. – 37 с.
Литература, рекомендуемая детям
1. Божко Л. Бисер. – [электронный ресурс] М., 2000. -118с.
2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.:
Издательский Дом МСП, 2001. – 356 с.
3. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. [электронный ресурс] – Смоленск: Русич, 2004. – 160
с.
4. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке.
[электронный ресурс] – Ростов-на- Дону 2004. -396с.
5. Кожевникова Г. Подарочные яйца из бисера. – М.: «Мартин», 2007.– 360 с.
6. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. –
Ростов-на- Дону 2004. -389с.
7. Федотова М.В., Валюх Г. М. Цветы из бисера. – М.: Культура и традиции, 2004. – 310 с.
8. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.
9. Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Культура и традиции, 2003. –49 с.
10. Ляукина М. В. Основы художественного мастерства. Бисер. – М.: 26 АСТ-ПРЕСС, 2003.
– 137 с.
Интернет-ресурсы
Занятие-игра «Поле-чудес» по теме «Волшебный бисер»
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zaniatiie_ighra_polie_chudies_po_tiemie_vols
hiebnyi_bisier
Методический материал для занятий «Бисероплетение»
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/204597-igry-dlja-kontrolnyh-urokov-pobiseropletenij
Игра «Путешествие в королевство Бисероплетение»
https://pandia.ru/text/80/514/20095.php
Уроки бисероплетения «Школа рукоделия»
https://shkolatory.ru/podelki/biseropletenie-video.html

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».