30.11.2020
В первую очередь следует сохранить и поддерживать
для себя и ребенка привычный распорядок и
ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их
продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут
вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к
излишнему напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное,
адекватное и критичное отношение к происходящему.
Эмоциональное
состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких).
Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на
адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.
Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей
о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в
длительные обсуждения ситуации
пандемии и ее рисков. Не смакуйте
подробности «ужасов» из
интернет сетей!
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы
по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации
школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В
настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и
педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и
др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно
связаны с образовательными программами.
Родители и близкие школьников могут повысить
привлекательность дистанционных
уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку
вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную,
познавательную игру - занятие. Для ребенка — это возможность повысить
мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в
контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера),
однако необходимо снизить общий
получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной
источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после
утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не
позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с
близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и
других темах, вызывающих тревогу.
Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей
переполненных «информационным шумом», а иногда и де-зинформацией. Выберите сами
один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести
важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением
актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат
в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости
заходить туда.
Надо предусмотреть периоды
самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и
занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно
откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание»,
а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных
дел.
Находясь
дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК,
групповые чаты). Родители могут подсказать идеи
проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести
собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка, кино, кулинария).