Программа Конструирование

orrltlcобpit,зoBtrl,eJlbHoe yLIpei;It/teн[Ie
ь tLI,I шiI(о,ца ýg 5)
< ( ) с lt о tl l,t ;i rl 0 б шlсоб l) il } 0в,r,ге,] I

\lъ Htrittrrlil.I1rIIOL'

бtti,,ti,tte l rtOe

приlIýtл,А

Nc

I1едагоr и,lеским сове1 о\4

МБоУ к()()Шl

5)
Протокол ог к19> мая 2023 г.

.,

j\Г9

L{) i t

N

2З r Ng 12З

8

I,{TEJlilFlA9l оБIцЕ,оБрдзоI}дтI,]льЕIдя
(} ri ш{ i.. Р АЗt}И{}"\l{} шАrt I1 рогрАме{ А

(ыl

1-I

(

t{

t}

ý-ý

С'Г

iiiorrc.rp\,1,1p()I]illltic

Напраitз:

t

еl

l

tiOC,l,b

ti р - t,t

l

с

l

i.

t lt

УИ Р(} l}A

,.1,,]

l-i И

Е))

){teJle:]ltoI,() IiOltc,l,pVti,i,tl])lt

)

,1,ехliическая
]

t

Р

]

Возрас,г обу чакltt lихс,I
Срок реа.jlизаtlии программьj:
Ав

_5li

tjpi_lIOBa

и l,t,.

l l)

:

L:.

lltl.

7-8 лет
1 год
Фадеева Алена A.;re ксандровна,
п е1_1агог допоJliIи,геJlьноl"о образования

tr,ttt

ti'e'i'prrdlotrollt, 2023

1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О
направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей".

Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. В
реальной практике образовательных учреждений остро ощущается необходимость в
организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и
первоначальных технических навыков. Конструирование - один из излюбленных видов
детской деятельности.
Направленность. Программа имеет техническую направленность и предполагает
подготовку обучающихся в области воспроизведения объектов окружающей
действительности в уменьшенном масштабе путем копирования объектов в
соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Новизна программы заключается в том, что в условиях образовательного
учреждения создаются условия не только для расширения границ социализации
ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих
успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на
пропаганду профессий инженерно-технической направленности. Занятия позволяют
ребятам
в
форме познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки, открывает возможности для реализации новых
концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов
Актуальность образовательной программы.
Обучение детей конструированию имеет большое значение так, как происходит
развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному
творчеству. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает
почву для развития технических способностей детей, что очень важно для

всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техниковизобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в
дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей:
А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные
представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы
однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в
зависимости от практического использования.
Конструирование - это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий
поиск. Даже построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает
развитию творческих способностей детей.
Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает
искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют
воплотить в жизнь любую детскую фантазию.Умение видеть целое раньше частей
вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство
красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.
Педагогическая целесообразность обусловлена развитием конструкторских
способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Адресат образовательной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 — 8 лет.
В 7—8 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных
предметов. Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в
конструировании. Овладение ребенком активным (продуктивным) воображением,
которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя ее.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю и с продолжительностью - 40 минут.
Объем и срок обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа.
Уровень освоения программы базовый, который включает в себя конструирование
несложных моделей машин и механизмов из железного конструктора и создание моделей
объектов.
Формы обучения индивидуальные и групповые.
Виды занятий - беседа, рассказ, выставки, конкурсы.
Цель программы:
Развитие у детей интереса к конструированию через создание простейших моделей.
Задачи программы:
1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение
работать по образцу, схеме.
2. Развивать
пространственное воображение, память, мелкую моторику,
мышление, усидчивость, творческие способности.
3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического
конструктора.
2

II. Учебный (тематический) план
№
п\
п

Количество часов
Тема урока
Теор
ия

Строительное моделирование
Техника безопасности. Знакомство с
конструктором. Схемы.
2
Баланс конструкций
Виды крепежа
3
Падающие башни. Сказ башни, дворцы
4
Подвешивание предметов
Строим конструкции.
5
Удочка
6
Крыши и навесы
7
Устойчивость конструкций. Подпорки
8
Тросы.
9
Техническое моделирование.
Что нас окружает
1
Какие
бывают
животные.
Дикие
животные.
1
Домашние животные.
1

0
1
2
3

1
Любить все живое.
«Красной книги»
1
Жизнь города и села

из

1

Все
го
1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Городской дом

1

1

1

Сельские постройки

1

1

1

Готовимся к новому году.

1

1

1

Наш двор.

1

1

1

Наша школа

1

1

1

Наша школа

1

1

2

Наша улица

1

1

2
Какой бывает транспорт. Пассажирский
транспорт.
2
Специальный транспорт

1

1

1

1

2

Улица полна неожиданностей

1

1

2

Машины будущего

1

1

5
6
7
8
9
0

2

Животные

Пр
актика

1
4

1

Формы
аттестации
/контроль

3

3

4
2

Исследовательская практика.
Наш любимый город.

2

1

2

Город будущего

1

1

2

Спорт и его значение в жизни человека

1

1

2

Воздушный транспорт

1

1

2

Полеты в космос

1

1

3

Корабли осваивают вселенную

1

1

3

Военный парад

1

1

3

По дорогам сказок.

1

1

3

Наше исследование.

1

ИТОГО

4

5
6
7
8
9
0
1
2
3

1

1
30

34

III. Содержание учебного (тематического) плана
1.Строительное моделирование. 8ч.
1.1 Техника безопасности. Знакомство с конструктором. Схемы. Составление схемы
по собственному замыслу.
1.2.Баланс конструкций. Виды крепежа Конструирование модели мельницы
1.3.Падающие башни. Сказ башни, дворцы Конструирование башни.
1.4
Подвешивание предметов Строим конструкции.
Конструирование
автокрана.
1.5
Удочка
Конструирование удилища
1.6
Крыши и навесы
Конструирование модели крыши. Испытание моделей
1.7
Устойчивость конструкций. Подпорки. Перепроектировка стенок
1.8
Тросы.Конструкции с тросами. Испытания башен
2.Техническое моделирование -16ч.
2.1
Что нас окружает Конструирование собственной модели
2.2
Какие бывают животные. Дикие животные. Конструирование
модели
животного
2.3
Домашние животные.
Конструирование модели животного
2.4
Любить все живое. Животные из «Красной книги»
Конструирование
модели животного
2.5
Жизнь города и села Моделирование жизненных ситуаций
2.6.
Городской дом
Конструирование многоэтажного дома
2.7
Сельские постройки Конструирование сельского дома
2.8
Готовимся к новому году. Создание символа года и атрибутов.
2.9
Наш двор. Моделирование детской площадки
2.10.
Наша школа Моделирование школы
4

2.11.
Наша школа Создание школы будущего
2.12.
Наша улица Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД
2.13.
Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. Моделирование
безопасного автобуса
2.14.
Специальный транспорт Моделирование
машины
специального
транспорта
2.15.
Улица полна неожиданностей
Моделирование
дорожной
ситуации.
Закрепление ППД
2.16.
Машины будущего. Моделирование машины будущего
3.Исследовательская практика -10ч.
3.1.
Наш любимый город.
Конструирование города
3.2.
Город будущего
Моделирование города будущего
3.3.
Спорт и его значение в жизни человека
3.4.
Воздушный транспорт
Конструирование воздушного транспорта
3.5.
Полеты в космос Конструирование космической ракеты
3.6.
Корабли осваивают вселенную
Создание космического пространства
3.7.
Военный парад
Конструирование военных машин
3.8.
По дорогам сказок. Конструирование
сказочных
героев.
Снимаем
мультфильм
3.9.
Наше исследование. Защита любимого проекта

IV. Планируемые результаты
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития школьников, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Личностные:
- готовность ребенка использовать знания в учении и повседневной жизни, для изучения
и
исследования
конструктивной
сущности
явлений,
событий,
фактов;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения;
познавательный
интерес
к
дальнейшему
изучению
конструирования.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
инструкциях, приложениях к конструкторам;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
5

- планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- доносить свою позицию до других;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.
К окончанию курса ребенок:
- знает детали металлического конструктора;
- умеет разными способами соединять детали;
- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно
его собирать;
- уважительно относиться к труду людей;
- может использовать полученные знания по конструированию в жизни;
- может организовать рабочее место для работы с конструктором.
V. Обеспечение
Материально – техническое обеспечение.
Занятия проводятся в МБОУ «ООШ № 5».
Для организации занятий необходимо следующее оборудование:
металлический конструктор,
технологические карты,
для более эффективной организации рабочего места применяются индивидуальные
наборы с металлическим конструктором.
Кадровое обеспечение.
Фадеева Алена Александровна, педагогическое образование, бакалавр, педагог
дополнительного образования, окончила УрГПУ в 2019 году.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о конструировании, миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
процессом конструирования, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.
На занятиях используются головоломки по темам, лабиринты, кроссворды, ребусы,
лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо
фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
обучающимся предлагаются занимательные рассказы, тесты для проверки полученных
знаний.
VI. Формы аттестации/контроля
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности
и в выставках творческих работ детей. Педагогическая диагностика (Приложение №1)
Текущий:
оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
6

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практическая работа.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы
обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются:
знание истории , владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение
строить стратегические планы, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно,
знакомство с правилами этикета.
VII. Интернет-ресурсы.
Конструкторско-коммуникативные игры как средство развития научно-технических
способностей учащихся.
https://конкурсшкол.рф/ucf/ecaf1b40b76170f1fc39cb92d3f8823c.pdf
Сценарий соревнования по конструированию «Мастера-конструкторы»
https://solncesvet.ru/tv/371625/
Игры, конкурсы для школьников
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/
Деловая игра для педагогов « Знаток конструирования»
https://borisova-lastochka20.edumsko.ru/articles/post/2118677
VII. Список литературы:
1. Жугуров Л.М., Золотов А.В. Автомобили.Серия «Детская энциклопедия техники».М.:ЗАО «РОСМЭН», 2007.-103 с.
2. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методических
материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016.
3. Оценка достижения планируемых результатов
в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А.
Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2010 – 215 с
4. Энциклопедия для детей «Техника» [Текст]. – М.: Аванта+, 2005.

7

Приложение №1
Диагностическая карта отслеживания результатов по конструированию для детей 7-8 лет
№
п/п

ФИ ребёнка

умеет подбирать
необходимые

умеет

проектировать

по образцу

умеет

развитие

развитие

умеет

конструировать

мелкой

пространствен

изготовлять

по пошаговой схеме

детали

моторики

н
ых
представлени

н

к

н

к

н

к

н

к

й

н

к

поделку, исходя
из имеющегося
материала
н

к

Условные обозначения:
Умеет подбирать необходимые детали.
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умеет конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме
только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

8

Развитие мелкой моторики
Высокий (++): Хорошо владеет рукой, конструирует в быстром темпе.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий Не может понять последовательность действий при проектировании, направлять деталь в руке.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».