Программа Основы бисероплетения

МуниципальнOе бюдrкетное общеобразовательное учре;кдение
<<Основная общеобразOвательная школа Лjl 5>

ý:-----:

2".1,,рьп,+,иs

IIриня,гА
Педаl,оги.tсс

Kt l \,I ссl

МБоУ (O()lll
Протсlксl.l

LII Nq

ветом

сl,г <19> плая

fi

202З

г:

Ns

{) r;

iЦ

Е i'

((t

С

}!{}

HaпpaB.;leIItlocl,bl
ВОЗРаС'r, обу.-l4rrrtихся
c,I,|1

i]и,гQII ь

i

lч.

t

t

lВ

tt Ь

z\}t

t

L;

мы

:

?

It}

&,t

7-8

:

t} Б

ВА

1,1

,{,\11

petl.j] и,]аI iи t1 IIрограiNi

Авт,ор- со

2з r

8

i,l'i' [iJ lty

t}"] t I {

}

5l>

LIIиршlова

J,Гq 5))

,,{t i

Срок

о

9"л ббulе66,

tЦЕ ОБl'АЗ() ВА'ГЕЛЬ

tЦArtr

СЕ

i}

t}

lOI(ec,t,]Jc

РФ l-РА Vl

}i

-Jl l,]T'

II

l

1

Е FI

}l

12з

АЯ

N4,,1

14,$i

i)

Lirl

.ltc,l,

1.11.1{ii

Ка laltttеtза (
t I c_l [,l

с. Ij qi.itr,

1-1

Jtl"s

I,0 l, \о
j

AJieItctiн/jроl]FIa,
t 1]1,l,cjlbHO 0,() образо ваЕIиrI

tзc,t.rlаt{a

I I ().]

I

tlttie'['ptt tPtlrIollti, 202З

1. Пояснительная записка.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры. Народное искусство
сохраняет традиции
преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу
декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение – живое придание старины. Бисер – один из самых удивительных
материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для
творческого поиска.
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку,
мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней.
Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных
промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну
художественного мастерства бисероплетения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей".
Направленность. Данная программа направлена на художественно-эстетическое
воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественнотворческого потенциала личности.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только
изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их
комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.
Актуальность образовательной программы
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в
стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность
накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего
человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования
1

остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится
бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время
востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества.
Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время,
захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность
выбранного направления заключается в том, что, изготавливая изделия из бисера, дети
вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой и поэтому она
оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Обучение бисероплетению
развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия,
композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные
эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики,
которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая
изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок,
что, несомненно, развивает мышление. В ходе систематического труда рука приобретает
уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее
воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует
развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно
образуется система специальных навыков и умений. Таким образом, создаются
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной
активности и творческой самореализации учащихся.
Педагогическая целесообразность.
Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками,
формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что
является весьма актуальной задачей. В процессе обучения у детей развиваются не только
интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества
личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой,
у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве,
но и в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает
пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других
людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием
требуют очень многих усилий от учащихся.
Адресат образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 — 8 лет.
В этом возрасте занятия творческой деятельностью способствуют развитию волевых
качеств, благодаря чему в дальнейшем развивается мотивация достижения успеха и более
сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность,
работоспособность. Одними из главных мотивационных линий этого возрастного периода
являются самовыражение и самоутверждение.
Для детей младшего школьного возраста характерна быстрая утомляемость, потеря
интереса при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированное
2

произвольное внимание. Поэтому, выбирая изделия для практической деятельности,
предпочтение отдается таким, которые могут быть выполнены за одно учебное занятие».
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с
учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Дети - инвалиды и ограниченными возможностями с плохим зрением не допускаются к
занятиям бисероплетения.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в
учебной группе устанавливается до 10 человек.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю и с продолжительностью - 40 минут.
Объем и срок обучения
Программа рассчитана на 2 года обучения в объеме 68 часов.
1-й год обучения – дети 7 лет, 1 занятие в неделю 34 часа;
2-й год обучения – дети 8 лет, 1 занятие в неделю 34 часа;
Перечень форм обучения индивидуальные и групповые.
В ходе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ,
объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ,
демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем, презентаций. Данная
программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание
творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.
По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы
практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей
детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество
занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции,
которые также специально указаны в плане работы.
В процессе обучения по программе «Основы бисероплетения» педагог оставляет за
собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь
принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.
Перечень видов занятий - беседа, рассказ, выставки, конкурсы.
Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка,
фантазии, самореализации.
Словесные (рассказ, объяснение, разбор нового материала, анализ образцов, инструктаж).
Наглядные (объяснение с использованием наглядности, демонстрация, электронная
презентация).
Практические (показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов,
3

выставка).
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала).
Проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: в конце учебного года организовать отчетную выставку изделий с участием
родителей, выполнение учащимися проектных работ.
Цель - научить детей основным приемам бисероплетения, развить у них способности к
творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое
знакомство с декоративно-прикладным творчеством, активизировать познавательную и
творческую деятельность с помощью развития мелкой моторики.
Задачи:
образовательная - освоение техники бисероплетения;
воспитательная - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
умение оказать взаимопомощь при выполнении работы;
развивающая - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,
творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах
детей.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких принципов:
- опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
- учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся;
- доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и
развития детей.
Отличительная особенность заключается в том, что программа нацелена не только на
обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребёнком такого уровня мастерства,
который позволит ему создавать художественные изделия. Учащиеся наряду с изучением
народного декоративно-прикладного искусства и созданием изделий из бисера, также
получат знания по основам дизайна интерьера и экономике.
II. Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

содержание

кол-во
часов

примечание

1

Вводное занятие. Содержание занятий. Ознакомление с
материалами и инструментами для бисероплетения. 1
Виды работ из бисера. Демонстрация образцов и
наглядного материала. Правила безопасной работы с
бисером.

памятка (список
на
каждое
занятие)

2

Плетение на леске. Простые цепочки в одну нить.
Применение вариантов цветового и композиционного

леска 0,28;
средний бисер
4

решения.

1

3

Цепочка с «пупырышками». Варианты построения и
цветового решения. Схема.
2

4

Цепочка с «бугорками».
цветового решения. Схема.

Варианты

Цепочка с петельками.
цветового решения.

Варианты

5

построения

и
2

построения

и
2

6

Цепочка «крестик» в две нити. Варианты построения и
цветового решения. Схема.
4

7

Цепочка «зигзаг». Варианты построения и цветового
решения.
2

8

Творческие занятия.

9

Повторение ранее изученного, закрепление изученных 1
методов плетения. Правила безопасной работы с
бисером.

10

Цепочка «змейка». Варианты построения и цветового 1
решения.

11

Цепочка «квадратики» (4/4).

2

12

Цепочка плотная однорядная.

2

13

Творческие занятия с применением полученных
навыков. Объединение разных видов плетения.
2

14

Творческие занятия.

15

Цепочка «крестик» (комбинация с большими бусинами).

16
17

Цепочка «пупырышки»
бусинами).

тетрадь

3

2

(комбинация

с

2

большие
бусины

2

большие
бусины

1

большие
бусины

большими

Цепочка «бугорки» (комбинация с большими бусинами)

18

Подготовка работ к выставке.

19

Запись схем изученных видов цепочек в тетрадь.

1
1

Всего:

тетрадь, цв.
карандаши

34

2 год обучения
1

Повторение ранее изученного. Плетение на леске.
Оплетение больших бусин мелким бисером. Правила
безопасной работы с бисером.

мелкий
бисер,
большие бусины
2
5

2

Плетение вишенок.

1

3

Плетение конфеток.

1

4

Плетение на проволоке. Параллельное низание.
Плоские фигурки из бисера. Знакомство с новым
методом работы. Демонстрация образцов и наглядного
материала. Плетение треугольника. Запись схемы в
тетрадь.

большие бусины
проволока 0,3;
средний бисер
тетрадь

1
5

Плетение ромба. Запись схемы в тетрадь.

6

Плетение квадрата. Запись схемы в тетрадь.

1
1

7

Плетение пирамидки. Запись схемы в тетрадь.
1

8

Плетение кружечки. Запись схемы в тетрадь.
1

9

Плетение кастрюльки. Запись схемы в тетрадь.
1

10

Плетение морковки. Запись схемы в тетрадь.
1

11

Плетение грибка. Запись схемы в тетрадь.

1

12

Творческие занятия.

3

13

Плетение елочки с шарами (на основе треугольника, на
основе нескольких треугольников разных размеров). 2
Запись схемы в тетрадь.

14

Правила безопасной работы с бисером. Повторение
ранее изученного.
1

15

Плетем клубничку. Запись схемы в тетрадь.

1

16

Плетем ложечку. Запись схемы в тетрадь.

1

17

Плетем брелок «Мишка». Запись схемы в тетрадь.
2

18

Плетем ящерицу. Запись схемы в тетрадь.

19

Плетем божью коровку. Запись схемы в тетрадь.

2

1

оранжевый,
коричневый,
зеленый бисер

красный,
зеленый, белый
бисер
коричневый,
черный, синий
бисер.
зеленый,
желтый,
красный.
красный, черный
бисер
6

20

Плетем круассан. Запись схемы в тетрадь.

21

Плетение на проволоке.
Плетение бабочки.

Петельное

2
плетение.
1

22

Плетение ромашки.

1

23

Плетение «Цветка-огонька».

2

24

Творческие занятия.

3

Всего:

17

белый, желтый,
зеленый бисер

III. Содержание изучаемого курса.
Бисероплетение – интересное занятие, которое не требует от новичка больших навыков
работы в этой технике. Оно требует внимательности, усидчивости и трудолюбия, поэтому
перед тем как начать осваивать эту технику с детьми, следует настроить их на особый лад
и создать творческую, умиротворенную атмосферу.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы бисероплетения», являясь
прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
обучающимися основными приёмами
бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации учащихся.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от
простого к сложному». Сначала необходимо плести легкие плоские формы. Это
обусловлено тем, что их легче создавать, а также читать прилагающиеся к ним схемы. В
более сложных формах легко запутаться или из-за необходимости большого количества
времени, не довести начатое дело до конца. Для того чтобы творчество было интересным
даже на начальных этапах его освоения, ребенок должен выбрать правильные материалы и
тщательно подготовить пространство для их расположения.
Для начинающих оптимальным материалом будет крупный бисер и леска средней
толщины. Это обусловлено тем, что крупные бусины легче вплетаются в форму, а леска
средней толщины меньше всего путается. Бисер следует распределить по специальным
емкостям, не допускающим смешивания цветов и его рассыпанию.
Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в
зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и
потребностей детей. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили
приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под
руководством педагога и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически
изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той
же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с
бисером вырабатывает умение видеть прекрасное и стараться самому создать что-то яркое,
необыкновенное. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Важно
организовывать занятия со сменой видов деятельности, с положительным настроем,
новизной для поддержания интереса на протяжении всего занятия.
7

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание
детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
IV. Планируемые результаты.
В результате изучения, учащиеся получают развитие личностных, регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальные учебные действия.
 подготавливать свое рабочее место;
 различать материалы и инструменты;
 самостоятельно подбирать бисер по оттенкам и фактуре
использовать цветовые комбинации в работе;
 составлять и читать простые рабочие схемы;
 плести одной нитью, двумя нитями;
 плести на проволоке параллельным низанием;
 плести на проволоке простым французским плетением (дуга, круг);
 плести на проволоке игольчатым и петельным плетением;
 знать историю бисера, где он применялся раньше и используется сейчас.
Прогнозируемые результаты к концу I года обучения:
- различные виды материалов, инструментов;
- специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные
приемы низания («бисер», «бусина», «рубка», «стеклярус», «проволока», «иголка»,
«нитки», «фиксирование» и др.);
- основные приемы низания: «параллельное плетение», «бугорки», «крестик», «зигзаг»,
«змейка» и др;
- некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
- правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.
- подбирать цвет материалов;
- самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу
или рисунку);
- применять технику низания на проволоку: «параллельное плетение», «французское
плетение» и др.;
- применять технику низания на леску: «бугорки», «зигзаг», «крестик» и др.;
- подготовить рабочее место.
- аккуратность, терпение;
- умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
- желание делать подарки близким людям;
- эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
- желание понимать правила и технику плетения.
Прогнозируемые результаты концу II года обучения:
- основные принципы цветоведения и композиции в бисероплетении;
- основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения;
- технологические этапы изготовления изделий из бисера.
- изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный
вкус;
- применять более сложные технические приёмы низания: «кирпичный стежок»,
8

«мозаичное плетение» и др;
- самостоятельно применять приёмы, изученные ранее;
- самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным
замыслам;
- составить рисунок и продумать композицию изделия.
- ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до
конца;
- культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- желание выполнять творческие задания;
- оказывать уважение к труду взрослых.
V.

Обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение
(кабинет) с хорошим верхним освещением и возможностью проветривания; достаточный
объем наглядно-информационных и электронных материалов, наличие необходимых
инструментов и материалов.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима
инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в
программе.
Занятие бисероплетением требует отдельного рабочего места для каждого ребенка.
Для работы по программе необходимо:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- наличие компьютера и электронной доски;
- инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер,
бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей
ПВА, калька, пластилин, фурнитура для украшений);
канцелярские принадлежности.
Кадровое обеспечение.
Казанцева Светлана Александровна, высшее образование, педагог дополнительного
образования.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о бисероплетении, миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом
занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за процессом
изготовления изделия, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.
На занятиях используются головоломки по темам, лабиринты, кроссворды, ребусы,
лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо
фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
обучающимся предлагаются занимательные рассказы, тесты для проверки полученных
знаний.
Методические материалы.
9

Для работы по программе необходимо:
- информационный материал;
- конспекты, схемы, методические разработки, обучающие таблицы;
- обучающие и развивающие игры;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- журналы и книги по бисероплетению;
- стихи, загадки.

VI. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Аттестация учащихся проводится в форме зачета, в виде итоговой выставки работ. Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку учащихся в соответствии с
требованиями дополнительной общеразвивающей программы.
Также программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости
учащихся не реже 1 раза в полугодие, по определенным разделам программы. В каждом
разделе для каждого года обучения подбирается оптимальный способ отслеживания
результатов: опрос, тестирования, изготовление творческой работы.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на
правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей,
учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка.
Обращается внимание на проявления инициативы, самостоятельности и творческого
мышления каждого учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались
ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются
грамотами, дипломами, призами, благодарностями.
Оценочные материалы
Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам I года обучения
1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
стеклярус
бисер
бусинка
2. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?
18 веке
13 веке
14 веке
16 веке
3. Откуда привозили бисер в Россию?
из Ливии
из Египта
из Венеции и Богемии
из Англии
4. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
Ломоносов;
10

Менделеев;
Толстой;
Мессинг;
5. В каком году М.В. Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса,
бисера и мозаичного стекла?
в 1700
в 1674
в 1854
в 1752
6. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?
бусины
бисер
стеклярус
7. Самый необходимый материал для плетения бисером...? (может быть несколько ответов)
игла
схема
нить
бисер
Контрольные задания текущего контроля по итогам I года обучения
Задание: Прочитайте и напишите правильный ответ!
1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?
(мелкие кости и зубы животных; мелкие раковины; зернышки и семена растений, камни)
2.Из какого материала изготавливают бисер?
(стекло)
3.От какого слова появилось название бисер?
(«бусра» или «бусер» – фальшивый жемчуг по-арабски)
4.Что везли финикийские купцы из Африки?
(природную соду)
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?
(стекло)
6. Назовите родину бисера
(Египет)
7. Назовите виды работ из бисера (плетение украшений, цветов, деревьев, пасхальных яиц,
композиций, игрушек; вышивка; ткачество; вдавливание в воск)
Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам II года обучения
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1. Из чего изготавливают бисер?
- бумага
- дерево
- стекло
- железо
- пластмасса
- керамические материалы
11

2. Какого вида бисера НЕ существует?
- рубка (рубленный бисер)
- резка (резанный бисер)
- стеклярус
3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
- швейные нитки
- нитки мулине
- проволока
4. Форма стекляруса:
- круг
- трубочка
- звездочка
5. Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
- трос
- леску
- провод
6. Бисер применяют для:
- украшения одежды
- игры маленьких детей
7. «Бусра» с арабского языка означает:
- фальшивый жемчуг
- стекло
- бусы
8. Бисер – это:
- мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием
- шарики с отверстием разной формы
- круглые или граненые шарики
9. Какого вида бисера не существует?
- матовый
- глянцевый
- зеркальный
- перламутровый
10. Стеклярус - это:
- короткие трубочки
- крупные бусинки различной формы
- трубочки, круглые или многогранные, длиной 0,5 см и более
11. Выполнение изделия начинается:
- с выбора бисера
- с разработки конструкции изделия
- с разработки технологии изготовления изделия
- с разработки схемы изделия
12. Родиной бисера является:
- Россия
- Древний Египет
- Китай
13. Центр стеклоделия в Европе находится?
12

- в Германии
- в Испании
- в Венеции
14. Основными правилами техники безопасности являются:
- не вкалывать иголку в одежду
- ни в коем случае не брать иголку в рот
- хранить иголки в определенной месте (в специальной коробочке, подушечке и т.п.)
- не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать
- все ответы верны
Контрольные задания текущего контроля знаний
II года обучения
1. Способ закрепления и наращивание нитей (для того, чтобы закрепить нить, ее нужно
протянуть через несколько ранее нанизанных бисеринок, сделать 2-3 закрепительных
узелка и аккуратно отрезать конец нити; каждый узелок делают между бисеринами, чтобы
потом, после того как вы подтяните нить, он оказался внутри бисерины и, таким образом,
он будет абсолютно незаметен )
2. Какими бывают техники объёмного плетения на леске («кирпичное плетение»,
«мозаичное плетение»)
3. В чем особенность отличия техники «французского плетения» от «параллельного
плетения» (в одну нить по кругу, в две нити параллельно)
4. В чем особенность техники «французского («кругового») плетения» (вокруг оси)
5.Основной способ плетения для изготовления деревьев из бисера («петельное плетение»)
6. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов
(«французское» («круговое»), «параллельное», «мозаичное», «игольчатое плетение»)
7. С какими видами творчества (рукоделия), где используется бисер вы знакомы (вышивка,
ткачество, оплетение, вдавливание в воск, плетение).
VII. Интернет-ресурсы.
Занятие-игра «Поле-чудес» по теме «Волшебный бисер»
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zaniatiie_ighra_polie_chudies_po_tiemie_vols
hiebnyi_bisier
Методический материал для занятий «Бисероплетение»
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/204597-igry-dlja-kontrolnyh-urokov-pobiseropletenij
Игра «Путешествие в королевство Бисероплетение»
https://pandia.ru/text/80/514/20095.php
Уроки бисероплетения «Школа рукоделия»
https://shkolatory.ru/podelki/biseropletenie-video.html
VIII. Список литературы:
Литература для педагога
1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов
13

[электронный ресурс] — Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. — 112 с.
2. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2008. – 144 с.
3. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2005. – 144 с.
4. Стольная Е. А. Цветы из дерева и бисера. – М.: «Мартин», 2006. –124 с.
5. Ликсо Н. Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с.25
6. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. / Пер. с англ. – М.:
Мой мир, 2007. – 120 с.
7. Донателла Ч. Фантазии из бисера. – Словакия: Контент, 2006. 8. Ляукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. –
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 160 с.
9. Энциклопедия рукоделия. Бисер. Лучшие украшения. [электронный
ресурс] – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 287 с.
10. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. Альбом. [электронный ресурс] –
М.: Интербук-бизнес, 2003. – 164 с.
11. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении.
Учебно-методическое пособие. [электронный ресурс] – Саратов: Научная книга,
2007. – 37 с.
Литература, рекомендуемая детям
1. Божко Л. Бисер. – [электронный ресурс] М., 2000. -118с.
2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2001. – 356 с.
3. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. [электронный ресурс] –
Смоленск: Русич, 2004. – 160 с.
4. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на
проволоке. [электронный ресурс] – Ростов-на- Дону 2004. -396с.
5. Кожевникова Г. Подарочные яйца из бисера. – М.: «Мартин», 2007.– 360 с.
6. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир
бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004. -389с.
7. Федотова М.В., Валюх Г. М. Цветы из бисера. – М.: Культура и
традиции, 2004. – 310 с.
8. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.
9. Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Культура и традиции, 2003. –49 с.
10. Ляукина М. В. Основы художественного мастерства. Бисер. – М.: 26
АСТ-ПРЕСС, 2003. – 137 с.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».