3. Особенности контрольно-оценочной деятельности обучающихся 1-х классов 3.1. Обучаясь в первом классе, обучающиеся приобретают следующие умения: оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги, лесенки успеха, «Светофора» и соотносить свою оценку с оценкой учителя; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. 3.2. Допускается словесное оценивание – устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо». 3.3. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Листы учебных достижений заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на полугодие. 3.4. Мониторинг сформированности УУД: 1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе; 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий; 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД. 4. Система безотметочного обучения в 1 классе 4.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у обучающихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. 4.2. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. 4.3. Основными принципами безотметочного обучения являются: 1) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; 2) критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими; 3) приоритет самооценки – формируется способность обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; 4) непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом 2 обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; 5) гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; 6) сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; 7) естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 5. Система контроля индивидуальных достижений обучающихся 2-9 классов 5.1. Основные виды контроля: 1) по месту в процессе обучения: - предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития обучающихся; - текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала; - итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников; 2) по содержанию: - прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия; - пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия; 3) по субъектам контрольно-оценочной деятельности: - внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); - внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). 5.2. К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: 1) усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования; 3 2) сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); 3) развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания; 4) сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания. 5.3. Оцениванию не подлежат: 1) темп работы ученика; 2) личностные качества школьников; 3) своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). 5.4. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение обучающимсяграниц своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. 5.5. Конечная цель обучения - формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольнооценочной деятельности. 6. Формы контроля и оценки 6.1. Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 6.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: 5) стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы; 6) текущие проверочные работы; 7) тестовые диагностические работы; 8) устный опрос; 9) проверка сформированности навыков чтения; 10) "портфолио" ученика. 7. Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов № п/п 1 2. Вид контрольнооценочной деятельности Входной контроль (стартовая работа) Диагностическая работа, тестовая диагностическ Время проведения Начало сентября Содержание Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Проводится Направлена на проверку на входе и пооперационного состава выходе темы действия, которым необходимо овладеть 4 Формы и виды оценки Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и влияют на ая работа 3. Проверочная работа Проводится после изучения темы 4. Итоговая проверочная работа Конец май 5. Смотр знпний май 6. Предъявление/ демонстрация достижений ученика за год Май учащимся в рамках изучения темы Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности дальнейшую итоговую оценку Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности Предоставление учащимся возможностей для пробы ими своих сил в различных предметах и видах деятельности, создание ситуации успеха. Каждый обучающийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и влияют на дальнейшую итоговую оценку Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний обучающихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение” (во всех классах). Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и 5 навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы. Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода. «Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебнопознавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. 8. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем (в классном журнале) 8.1. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в классном журнале. 8.2. По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. 8.3. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах. 8.4. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 8.5. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. 8.6. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 8.7. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования: - высокий уровень - 85-100%; - уровень выше среднего - 70-84 %; - средний уровень - 50-69 %; - уровень ниже среднего — 30-49 %; - низкий уровень — менее 30 %. 8.8. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений обучающихся. 8.9. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 9. Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе обучения 9.1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости обучающихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности обучающихся в электронном виде, в конце каждой четверти, полугодия классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации. 6 9.2. При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения. 9.3. Между учителями, учащимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. 10. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося 10.1. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами. 10.2. В итоговой оценке результатов освоения ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие: результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; внеучебные достижения школьников. 10.3. Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются: общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. 10.3. Для сохранения результатов практических работ обучающихся используются: 1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); 2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); 3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки). 10.4. Все материалы учащегося по итогам образования в школе оформляются в форме портфолио (накопительной папки). 10.5. Государственная Итоговая Аттестация проводится в 9 классах с использованием механизмов независимой оценки знаний. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)